Есть такое изречение – спешите делать добро. Всю справедливость его понимаешь в какие-то особые моменты жизни. А я хочу призвать чеченцев и всех, кто прошел ад войны к тому, чтобы они спешили вспоминать. На эту мысль меня натолкнула публикация «Обращение татарина к чеченскому народу». Ведь люди, оставившие яркий след в жизни народа, ушедшие от нас в вечность, продолжают жить и вдохновлять нас примером. И чем больше штрихов сохраняется, тем более живым и понятным потомкам станет человек, так много сделавший для своей страны.
Рассказал полковник маленький эпизод, одну встречу с Джохаром Дудаевым, и в словах, донесенных до нас, звучит голос великого героя Чечни и его слова нам указывают цель и помогают многое осознать. И Амиры, и рядовые муджахеды вели дневники. Теперь это не только исторические документы, но и предостережение нам, живущим от повторения каких-то ошибок и, главное, за интервью на видеозаписях и печатных строк, встают реальные люди, не нагруженные мифами и домыслами.
А последнего вокруг событий чеченской истории особенно в последние годы хватает с избытком. Тайные и явные враги стараются и при жизни, и после смерти запутать своей ложью, очернить героев и исказить события. Поэтому так ценны для нас и для будущих поколений свидетельства реальных участников истории, ее вершителей.
Эта публикация о встрече с Джохаром Дудаевым всколыхнула во мне и собственные, личные воспоминания, но теперь уже слишком поздно сожалеть – времени не вернуть. Дело в том, что моя мачеха хорошо знала Джохара Дудаева по времени совместной службы в России. Но, как это бывает, мы не спешим или откладываем расспросы, пологая, что наши близкие будут с нами еще долгие годы.
И я не выспросила о том, как и они летали на учения, о которых она вспоминала интересные эпизоды, и того, что она рассказывала, я тоже не записала. А мачеха умерла два года назад. Она была хорошим гражданским специалистом по своей части, и когда отбирали тех, кто должен был из гражданских сопровождать военных, то лично Джохар Дудаев выразил пожелание того, чтобы ее взяли. А так как первый муж М.Е. был штурманом, она с ним и отправилась на продолжительные учения на дальний восток. Вот и все. Но, думаю, что если бы тогда сней можно было разговориться, то она рассказала бы больше.
И это самый последний случай, самый незначительный. А сколько героев-муджахедов вследствие подорванного войной здоровья или всилу жизненных обстоятельств покидают этот земной мир вместе с бесценными свидетельствами истории, способными раскрыть правду о войне в Чечне, правду, которая поругана врагами и дураками. И так, собрав по крупицам следы истории, мы сможем передать потомкам не мифы, как это делают враги, а действительную историю.
И если даже события кажутся вам незначительными, это не умаляет их в глазах истории. Сейчас появилось много средств, чтобы зафиксировать воспоминания. Поэтому, как человек, для которого жизнь народа и история, это не пустой звук, я призываю как можно большее число людей вспоминать. Здесь уже не хочется повторять фразы пропагандистов о том, что мы должны помнить, чтобы события не повторились. Чему суждено будет произойти, то и произойдет.
Но, зная прошлое, намного легче видеть настоящее и понимать то, что может произойти вследствие этого в будущем. И понятно, что для многих такие воспоминания, это тяжелые раны души. Но ведь и их борьба никогда не была легкой, и правдивое свидетельство, это тоже своеобразное продолжение борьбы, которая в условиях непрекращающегося военного времени, является долгом каждого патриота.
С другой стороны, многие опасаются за свою жизнь и за жизнь своих детей в оккупации, если вдруг обнаружится, что человек пишет или хранит воспоминания. Но вы, те, кто жертвовал собой, проливая кровь, не должны опускать оружия пусть даже и духовного. Всегда можно надежно упрятать и передать доверенным людям свои труды, чтобы они в день освобождения Кавказа стали неотъемлимой частью героической истории гордого и вольного края, когда из отдельных свидетельств людей сложится цельная картина освободительной борьбы. Это и станет окончательным и убийственным оружием правды против лжи и наветов врага.
Казалось бы, в страшнейших перепитиях войн было не до написания книг и дневников, но и рядовые муджахеды, и их Амиры, например, Амир Хаттаб, писали. И сейчас эти воспоминания являются откровением и живым следом людей в истории, поучительным и правдивым. И на фоне их меркнет вся ложь оккупантах о страшном и бесчеловечном терроре. А ушедшие словно беседуют с нами со страниц дневников и с кадров хроники. И в подобных воспоминаниях нет мелочей или маленьких людей.
Не один журналист или целая бригада операторов не в силах охватить все величие героизма простых людей, когда они своими телами преграждали путь врагу. Героизма детей, которые мужественно переносили выпавшие им тяготы и сражались наряду со взрослыми, и гибли как настоящие герои. Так спешите же вспоминать, чтобы восторжествовали свобода и правда.
Людмила Иванова
Chechenews.com
28.07.13.