С тех пор как бывший сотрудник КГБ Путин пришел к власти, размеры и влияние российских спецслужб возросли в огромной мере. Их агенты становятся все более бесцеремонными. Однако Германия не придает этому никакого значения, продолжая рассматривать происходящее как фольклор в духе Джеймса Бонда.
Иногда Германия задает загадки. Крупнейшая страна Евросоюза находится в центре внимания российских спецслужб. С 80-х годов примерно 3 миллиона человек переселились сюда из Советского Союза и образовавшихся после его развала государств. Германия располагает тысячами экспертов в Восточной Европе.
Немецкие спецслужбы вот уже в течение нескольких лет предупреждают о возросшей шпионской деятельности со стороны России и Китая. Однако в институтах и исследовательских центрах Германии, в отличие от большинства стран «старого Запада», нет ни одного эксперта по российским спецслужбам. И средства массовой информации пока обходят стороной эту тему.
Причины здесь могут быть разные. Во времена существования мужской дружбы между Шредером и Путиным было не принято заниматься этой темой, хотя в немецких газетах еще во время первого президентского срока Путина можно было прочитать о том, что он целыми пачками назначал сотрудников спецслужб и военных на руководящие должности.
Назад в государство под контролем спецслужб
Если эта тема поднималась в других странах, например, после провала сети агентов в Америке вместе с Анной Чапман, немецкая общественность реагировала рефлекторно с помощью фольклора в стиле Джеймса Бонда. Лишь когда немецкие власти решили предать гласности здешний случай, связанный с 20-летней деятельностью парочки российских агентов (псевдоним — Аншлаг), восприятие этой проблемы несколько поменялось.
Читайте также: Россия — самоя опасная страна мира
И только гражданские протесты в России, репортажи о которых каждый день появлялись на экранах телевизоров, показали то, что можно было бы узнать и раньше: эта страна и во внутренней политике движется в обратном направлении — назад к государству под контролем спецслужб.
Российские спецслужбы, в отличие от западных, на самом деле еще заслуживают названия «секретные». Тот, кто захочет составить себе представление об их деятельности, должен будет воспользоваться помощью двух россиян — московских журналистов Андрея Солдатова и Ирины Бороган. Им обоим сегодня по 30 лет, они рано начали специализироваться по этой теме — еще в 2000 году, с приходом к власти Владимира Путина.
Тогда в России было больше возможностей
Оба они в то время расстались со своим работодателем, газетой «Известия», и основали сайт в интернете под названием agentura.ru. Тогда в России было больше возможностей, чем сегодня. В последнее время оба они, как это было недавно в случае со Сноуденом, являются самыми цитируемыми на Западе российскими специалистами по данной теме.
Россия сегодня является государством, находящимся под контролем секретных служб, — к такому выводу приходят Солдатов и Бороган в своих публикациях. Особенно сильное впечатление производит чтение их книги, которая недавно вышла на английском языке под названием The New Nobility («Новое дворянство»).
В ней представлены контуры развития страны в последние два десятилетия после развала Старого режима (Ancien Régime). Книга не имеет никакого отношения к кремлевской астрологии: спецслужбы, их политические заказчики, законодательная власть, критики, средства массовой информации — все они в России постоянно высказываются по поводу этой темы. Авторы дотошно цитируют открытые источники, а также постоянно используют скрытые.
Также по теме: Россия после Путина
Картина возникает гнетущая. В эпоху Ельцина за счет раздробления КГБ была предпринята попытка создать систему «сдержек и противовесов», были образованы различные службы для того, чтобы помешать возвращению к тоталитарной диктатуре с ее централизацией власти.
Бывший сотрудник КГБ как президент страны
Если смотреть с позиций сегодняшнего дня, то этот план закончился провалом. В 2000 году многолетний штатный сотрудник КГБ Путин, ставший напоследок главой внутренней спецслужбы ФСБ (Федеральная служба безопасности), поменял свое кресло на президентское. С тех пор власть ФСБ усилилась в колоссальном объеме.
За счет присоединения других подразделений численность сотрудников этой службы увеличилась, предположительно, с 80 тысяч до 350 тысяч человек. Таким образом, в пересчете на душу населения ФСБ теперь больше, чем КГБ во времена диктатуры. В настоящее время комитет получил возможность работать за границей. А собственно служба внешней разведки СВР значительно меньше по размеру.
Новое дворянство? По крайней мере в части самосознания и общественного веса это название оправдано. Его автором является человек, который знает, о чем говорит. Это преемник Путина на посту главы ФСБ Николай Патрушев (с 1999 года по 2008 год).
Еще в 2000 году в речи перед своими подчиненными он сказал, что их всех объединяет одно важное качество: «Это служивые люди, если хотите, современные дворяне». Исследования российской элиты показали, что из тысячи влиятельных людей в государстве уже в первые два президентские срока Путина, в зависимости от конкретного периода времени, бывшие штатные сотрудники спецслужб составляли до 78%.
Читайте также: Как КГБ пережил Советский союз
«Единственное государство, где правят спецслужбы»
С того времени появилось немало игровых и документальных фильмов, призванных утвердить в обществе образ сотрудников НКВД, КГБ и других спецслужб как исторической элиты России.
Сегодня критически настроенные наблюдатели, в том числе бывший советник Путина по экономике Андрей Илларионов, а также польский эксперт по России Анджей Новак, предупреждают о том, что ни в одном государстве мира спецслужбы не являются столь могущественными, как в бывшей главной части Советского Союза.
Но если раньше КГБ однозначно подчинялся партии, то теперь подобной инстанции уже не существует. «Россия сегодня является самой опасной страной в мире, — подчеркивает Новак, профессор истории Краковского университета. — Это единственное государство, которое де факто управляется спецслужбами».
Солдатов и Бороган описывают, как это произошло. 90-е годы были периодом разоблачений методов работы КГБ и новых искушений, приводивших к масштабной коррупции, в том числе в самих спецслужбах, а также к хаотическому состоянию в других сферах государства. Затем все было централизовано: теперь по большей части наверху принимается решение о том, кого следует считать коррумпированным и кого нужно разоблачить.
Хакеры выполняют работу агентов
Одновременно власть спецслужб была расширена с помощью закона. Солдатов считает, что большую роль в расширении власти спецслужб сыграл чеченский конфликт, который «сам по себе был крупнейшим вызовом» для них. Вплоть до первых лет путинской эры государство постоянно оказывалось исключительно уязвимым.
Также по теме: Россияне никого не бояться
Уязвимым как для терроризма, так и для интернет-сайтов, на которых чеченские боевики сообщали о своих успехах. В 2002 году российские студенты из Томска впервые совершили хакерскую атаку на главный сайт чеченцев, а местное отделение ФСБ открыто одобрило их действия.
После этого, по мнению Солдатова, все больше российских хакеров и кибервоинов стали предпринимать активные действия: против кавказских повстанцев, против нелюбимых средств массовой информации, против оппозиционных группировок, в том числе той, в которой состоял чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, и даже — когда это было в «российских интересах» — против таких казавшихся уязвимыми государств, как Литва и Эстония.
Спецслужбы какое-то время действовали скрытно, а их непосредственные связи редко становились видимыми, но, вместе с тем, они очень умело «добивались поставленных целей». В последнее время эти службы действуют все более бесцеремонно.
Затащили в машину перед офисом ООН
В октябре 2012 года российского оппозиционера Леонида Развозжаева, намеревавшегося попросить убежище на Украине, четыре человека затащили в машину прямо перед офисом верховного комиссара ООН по делам беженцев. Спустя два дня он был уже в тюрьме — в Москве. Там он, судя по всему, и продолжает сейчас сидеть. Из тюрьмы Развозжаев сообщил, что его похитители угрожали убить его жену и детей.
Особенно тесное сотрудничество связывает российские спецслужбы с центрально-азиатскими диктатурами. Поскольку противники этих режимов и сегодня еще предпочитают искать убежище в России, их диктаторы сильно заинтересованы в получении свободного доступа в эту страну.
Читайте также: Сумерки власти Путина
В связи с этим в рамках Шанхайской группы государств была создана «Региональная антитеррористическая структура» (RATS). По мнению Солдатова, Россия в последнее время выдала партнерским государствам многочисленных оппозиционеров и начала передавать в Китай членов секты Фалуньгун, где они подвергаются преследованию как противники режима.
На дипломатов оказывается давление с помощью секс-видео
Приватная сфера в интернете содержит в России так же много дыр, как и банковская тайна, о которой президент Путин во время дискуссии с крупными представителями бизнеса лаконично заметил: «А разве она у нас была?»
С помощью интернета многое можно сделать. Как раз после того, как Барак Обама объявил о «перезагрузке» в отношениях с Москвой, в интернете появилось секс-видео, в котором (предположительно) фигурировал американский дипломат Кайл Хэтчер (Kyle Hatcher).
То же самое произошло с его британским коллегой Джеймсом Хадсоном (James Hudson). Интересными представляются различные реакции: британцы отозвали своего дипломата из России; американцы стали защищать своего человека от «клеветнической кампании» и поддержали его.
И немцы постепенно начинают просыпаться
То, что происходит в России, по мнению эксперта Новака, «в последнее время заметило даже немецкое правительство — после того, как сотрудники ФСБ посетили представительства немецких фондов в Москве и в Санкт-Петербурге». Весной этого года российские следователи провели обыски в офисах Фонда Аденауэра и Фонда Эберта, а также в многочисленных российских организациях.
Куда ведет этот путь? Дух ФСБ, говорит Солдатов, «сформированный под влиянием советской и царской истории, отличается подозрительностью, клановостью, клаустрофобным отношением к внешнему миру. Но ответы на современные вопросы нельзя найти в прошлом».