В грузинском селе Чела был демонтирован мусульманский минарет
После победы на парламентских выборах 2012 года политической коалиции «Грузинская мечта», в Грузии участились тревожные факты противостояния населения на религиозной почве. В частности речь идет о конфликте вокруг воздвижения молитвенных домов в грузинских селах.
Последним тревожным фактом является демонтаж мусульманского минарета представителями правоохранительных органов Грузии в селе Чела Адигенского муниципалитета Южной Грузии.
Правоохранительные органы свой варварский акт обосновывали тем, что якобы минарет был сооружен без санкции местных властей, и строительные материалы, которыми был построен минарет, не проходили таможенный осмотр должным образом.
Несмотря ни на что, факт демонтажа сыграл негативную роль в межрелигиозной ситуации в Грузии: произошел конфликт между правоохранительными органами и местным населением. В результате противостояния более 20 граждан было задержано и потом освобождено.
Реакция Грузинского муфтия
26 августа в Батумской мечети собрался муфтиат Грузии, чтобы обсудить инцидент. Джемал Паскадзе, муфтий всей Грузии, негативно отозвался о демонтаже минарета в селе Чела.
«Мы очень оскорблены из-за факта, произошедшего в Чела», — заявил Паскадзе. По его словам, люди, которые участвовали в демонтаже минарета, совершили огромный грех. Муфтий отметил, что если правда материал для минарета был незаконно перевезен через границу, минуя таможню, то, возможно, он будет повторно проходить грузинскую таможню для оформления.
Паскадзе однозначно заявил, что по конституции Грузии у всех есть право на веру и вероисповедание. Муфтий видит проблему в законодательстве Грузии, исходя из которого нет возможности достигнуть официального разрешения на строительство минарета.
«Когда мы говорим, что мы толерантный народ, это не должно случаться в 21 веке, и каждый должен уважать свою святыню», — отметил Паскадзе, как передает грузинское агентство «Интерпресснюс».
Реакция грузинской патриархии
Грузинская патриархия ограничилась официальным заявлением по поводу инцидента в селе Чела. В своем заявлении Грузинская Патриархия говорит об определенных силах, которые желают представить факт демонтажа минарета в селе Чела как оскорбление религиозных чувств грузинских мусульман.
По заявлению патриархии, определенные силы желают вызвать противостояние между христианским и мусульманским населением Грузии, и этим противостоянием дискредитировать церковь и государство.
«С просьбой обращаемся к духовным лидерам, живущих в Грузии мусульман, не способствовать, а противостоять провокационным действиям как в Адигени, так и в любых других уголках Грузии», — говорится в официальном заявлении Грузинской патриархии.
Патриархия просит определить реальные причины этого противостояния и считает необходимым наказание лиц, действующих незаконно.
А что говорят грузинские власти?
Как и следовало ожидать, за инцидентом последовала и реакция грузинской общественности, грузинских властей включительно.
Аппарат народного защитника Грузии Учи Нанеишвили резко отреагировал на факт демонтажа минарета.
«Государство обязано не нарушать религиозную свободу любого лица и также обязано принять меры для недопущения похожих нарушений», — утверждается в заявлении народного защитника.
Он настаивает, что представители правоохранительных органов физически расправились с местным населением, что недопустимо и требует соответствующего реагирования.
Один из лидеров коалиции «Грузинская мечта», кандидат в президенты Георгий Маргвелашвили уверен, что вопрос, связанный с минаретом скоро решится. По словам Маргвелашвили, Грузия многоэтничная и многорелигиозная страна, и очень печально, когда в этом направлении имеются проблемы.
Министр юстиции Теа Цулукиани считает демонтаж минарета неприемлемым явлением. По мнению министра, рано или поздно в Грузии встанет вопрос — быть или не быть в стране минаретам. По мнению министра, вопрос минаретов в каждой стране решается своеобразно.
По информации министра Цулукиани, некоторые государства вопрос существования минаретов даже поставили на всенародное обсуждение в референдуме.
«Рано или поздно грузинскому обществу придется решать, должны или не должны быть в нашей стране минареты», — отмечает Цулукини.
По мнению министра, вопрос минаретов никак не связан с вопросом молитвы в мечети. Как заявляет министр, сегодня проходит экспертиза по поводу минарета, и он был транспортирован в Грузию из Турции с измененным торговым кодом — в качестве «металлической конструкции», что является нарушением закона.
Цулукиани считает недопустимым сооружение незаконных конструкций и упорное сопротивление полиции, которое имело место со стороны населения села Чела в ходе демонтажа минарета.
«Строительство любого сооружения требует другую форму отношений, но эта форма демонтажа все равно для меня неприемлема», — обращается Цулукиани к мусульманским лидерам Грузии.
Министр по вопросам реинтеграции Грузии Паата Закареишвили считает, что нет надобности вопросу демонтажа минарета давать религиозный оттенок. Как считает Закареишвили, конструкция для минарета в Грузию была завезена с нарушением закона, и его строительство не было согласовано с местными властями.
По информации Закареишвили, минарет был сооружен в течение одной ночи, и местные власти дали двухмесячный срок для демонтажа незаконно пристроенного минарета.
«Так что не нужно этому вопросу давать религиозную подоплеку», — отмечает министр Закареишвили.
«Оппозиционный» президент об инциденте
Михаил Саакашвили инцидент в селе Чела окрестил заранее спланированной преднамеренной провокацией. 27 августа он прибыл в Батуми и встретился с прихожанами батумской мечети.
По заявлению президента, во время его руководства такого типа провокаций в стране не происходило.
«Думаю, то, что произошло в Адигени, это заранее спланированная, имеющая очень плохую суть провокация, которая в конечном счете столкнет грузина с грузином» — считает Саакашвили.
Резюме
По вопросу о религиозной толерантности в Грузии бытует два противоположных мнения.
Одна сторона считает, что в вопросе религиозной терпимости в Грузии проблем нет, и что все процессы противостояния в стране на религиозной почве управляются из вне.
С точки зрения другой стороны, данный инцидент свидетельствует о серьезных проблемах в грузинском обществе в религиозной вопросе.
На фоне предвыборной кампании, этот вопрос все чаще будет вставать в Грузии.
Источник: kavpolit.com
29.08.13.