«Использование Сирией химического оружия грозит превратить гражданскую войну в стране в более масштабный конфликт, однако режим Башара Асада может быть не единственным правительством в регионе с запасами нервно-паралитического газа, — обращает внимание специалист по истории разведки и писатель Мэтью Эйд в Foreign Policy. — Недавно обнаруженный документ ЦРУ указывает на то, что Израиль, вероятно, создал собственный арсенал химического оружия».
Практически все в американском разведывательном сообществе склонны верить, что Израиль располагает сотнями урановых боеприпасов, а возможно, еще и некоторым количеством термоядерного оружия. Аналитики полагают, что израильское правительство нарастило ядерный арсенал в 1960-е и 1970-е годы, опасаясь, что однажды армии арабских соседей сравняются с ЦАХАЛ.
Секретная разведсводка ЦРУ от 1983 года может быть самым сильным аргументом в пользу того, что ядерная оружие — не единственное ОМП, имеющееся в распоряжении Тель-Авива.
Согласно данному документу, в 1982 году американские спутники-шпионы обнаружили «объект по производству ОВ (отравляющих веществ. — Прим. ред.) нервно-паралитического действия» в пустыне Негев.
«Хотя мы не располагаем подтверждением того, что израильтяне располагают летальными ОВ, — говорится в сводке, — ряд признаков позволил нам прийти к выводу, что они располагают, по меньшей мере, стойкими и нестойкими нервно-паралитическими ОВ, горчичным газом, а также рядом химических средств для борьбы с беспорядками, снабженных подходящими средствами доставки».
Журналист подчеркивает, что Израиль присоединился к «Конвенции о запрещении химического оружия» (КХО) в 1992 году, но так ее и не ратифицировал.
Документ ЦРУ, о котором идет речь, был обнаружен другом автора статьи, пожелавшим сохранить анонимность, в Президентской библиотеке Рональда Рейгана. К одному из рассекреченных досье была прикреплена страница из секретной Специальной национальной разведывательной сводки ЦРУ от 15 сентября 1983 года, озаглавленной «Последствия для государственной безопасности США использования химического и токсинного оружия Советским Союзом».
Данный документ содержал неподтвержденные заявления об использовании химического оружия советскими войсками в Афганистане и Юго-Восточной Азии. В 2009 году данные материалы были рассекречены и теперь доступны для ознакомления в базе данных CREST. Однако прежде чем снять с донесения гриф секретности, цензоры ЦРУ вычистили из него все упоминания о химическом оружии на Ближнем Востоке. Уникальность обнаруженной страницы с данными ЦРУ об израильской химической программе именно в том, что она избежала цензуры.
В 1988 году израильский историк Авнер Коэн написал в своей книге «Израиль и бомба», что премьер-министр страны Давид Бен-Гурион отдал секретный приказ о создании запасов химического оружия во время войны 1956 года с Египтом. Аналитики ЦРУ, в свою очередь, были склонны полагать, что работа по созданию боевых ОВ началась в еврейском государстве не раньше конца 1960-х — начала 1970-х годов.
«Оказавшись в окружении арабских стран с хорошими перспективами для создания химического оружия, Израиль осознал свою уязвимость от химической атаки, — гласил документ ЦРУ. — Это ощущение усилилось после захвата значительного количества советских средств ведения химической войны в ходе арабо-израильского конфликта 1967 года и войны Судного дня 1973 года. В результате Израиль начал программу подготовки к ведению как оборонительных, так и наступательных боевых действий с использованием химического оружия».
Опасения Израиля были вполне обоснованными, уверен автор статьи. В Национальных архивах (National Archives) США содержатся документы, из которых следует, что Арабская Республика Египет располагала обширными запасами горчичного газа с начала 1960-х и не стеснялась их использовать в конфликте в Северном Йемене.
В 1976 году американская разведка засекла «возможные испытания» израильских ОВ в пустыне Негев. Бывший офицер ВВС США, проходивший службу в описываемый период, рассказал автору статьи, что Агентство национальной безопасности (АНБ) перехватило переговоры, из которых стало ясно, что пилоты израильских штурмовиков отрабатывают в пустыне сброс химического оружия на малой высоте.
По просьбе автора статьи другой его друг, ветеран разведки, стал изучать снимки Google Maps в поисках загадочного завода по производству химического оружия.
В результате он обнаружил подходящий под описание объект. Он расположен в пустыне Негев к востоку от деревни Аль-Килаб, всего в 10 милях от пригородов Димоны, и включает в себя около 50 подземных бункеров, окруженных двойным забором с колючей проволокой, а также помещения для крупного подразделения охраны. В двух милях от этого места расположен еще один тщательно охраняемый комплекс, состоящий из административных построек, производственного объекта, ремонтного объекта и бункеров-хранилищ. По мнению журналиста, это и есть те самые объекты, о которых говорится в документе ЦРУ.
«Все это может быть бурей в стакане воды, — признает историк разведки. — Вполне вероятно, что за истекшие 30 лет израильтяне избавились от своих запасов горчичного газа и нервно-паралитических ОВ. Подобное оружие требует постоянного ухода, огромных предосторожностей, а цена содержания арсенала должна быть невероятно высокой».
«И все же, — настаивает Эйд, — израильское правительство известно склонностью придерживать любые средства, необходимые для защиты государства, независимо от их стоимости и возможных дипломатических последствий».