Главная » Все Новости » События » Ее звали Мадина

Ее звали Мадина

Полина neihimoon Жеребцова создала блог, на который выложила книгу о Мадине Эльмурзаевой, состоящую из ее дневниковых записей и воспоминаний о ней.

Мадина — медсестра, которая зимой 1994-1995 годов, не жалея себя, оказывала помощь раненым и хоронила убитых. Она была очень смелым и благородным человеком, никому не могла отказать в помощи. Создала интернациональную группу, которая получила статус Красного Креста в Чечении. Погибла, пытаясь вывезти тело убитого чеченца — труп был заминирован. Тогда часто так делали.

Трое детей Мадины, младшему из которых было 13 лет, остались сиротами. Трое ее близких родственников, в том числе родной брат, были похищены силовиками и исчезли бесследно. Младший сын, Азамат Успаев, получил 17-летний срок за терроризм (имея алиби, что находился в это время за пределами республики).

На момент издания книги он сидел, его дело рассматривалось в Европейском суде, а авторы книги выражали надежду на торжество справедливости и скорое освобождение парня. Я могу вам рассказать, что произошло дальше: Азамата забили до смерти в тюрьме. Вместе с ним изувечили еще двоих заключенных-чеченцев, но тем удалось выжить.

Буду откровенна — в отличие от дневников той же Жеребцовой, историческая или художественная ценность записей Эльмурзаевой не так уж велика. Там очень много эмоций и мало фактов. Видимо, взрослая женщина Мадина, в отличие от девочки Полины, не отдавала себе отчет в том, что пишет историческое свидетельство, и просто время от времени изливала на бумагу рвущиеся эмоции. Она очень любила литературу, стихи, ходила на поэтические вечера, была, судя по всему, тонким и ранимым человеком…

Огромная ценность этой книги в другом. Мадина Эльмурзаева и ее семья — это как портрет, как символ всего нашего народа и его судьбы. Народа в массе, а не в отдельных крайних проявлениях.

У Мадины не было образования, но она была умным, тонко чувствующим, благородным и отзывчивым человеком. Она боялась смерти и очень хотела жить — но сознательно шла под пули, чтобы помочь людям. Она грешила прекраснодушием, интернациональной болезнью интеллигенции — но не сбежала от физических трудностей, а осталась со своим народом до конца.

До войны она занимала типичную позицию обывателя, который не хочет никаких перемен (потому что за них надо платить) и склонен обвинять власть, причем любую, в свалившихся на голову трудностях. Когда началась война, вспомнила и Сталина, и Ермолова, и вполне осознанно употребила слово «геноцид».

Судьба ее семьи — это судьба почти любой чеченской семьи военного поколения. Даже судьба ее книги, изданной в России в 2006 году, с явными купюрами — это тоже наша судьба…

Прочесть дневник Мадины Эльмурзаевой, воспоминания о ней, посмотреть фото м можно здесь: http://dnevnicmadinielmurzaevoy.blogspot.fi

Источник: zulikhan.livejournal.com

15.09.13.