Сегодня на просторной территории от Кении до Пакистана, от Сирии до Нигерии некто во имя ислама рисует самые жестокие в мире сцены. С уверением, что это «предписание Корана», обезглавливаются человеческие тела, взрываются мечети и церкви.
У всех людей, в том числе у самих мусульман, все это вызывает вопросы: источник этого насилия – ислам? Неужели насилие – в природе ислама? Возможно, в этом состоит скрытая и конечная цель этих акций: дать невежественным и слабым слоям населения, которые присутствуют в любом обществе, установку на жестокость и представить ислам «религией насилия».
С каждым днем крепнет мое убеждение, что эта варварская свирепость кем-то провоцируется, отчетливо проявляется намерение оживить явление хариджитов. Возможны попытки использовать хариджизм, как и конфликт шиитов и суннитов, для придания исламскому миру новой формы. Вероятно также, что «игра с деноминационализмом», которую президент Абдулла Гюль называет «мышеловкой», ведется гораздо глубже, чем мы предполагаем.
Когда похищается душа
Пусть у вас не возникает впечатления, что, говоря о провокации, я подвергаю сомнению мусульманство или религиозную искренность людей, демонстрирующих жестокость под названием «Аль-Каида» или другими наименованиями. Как раз напротив, боевики, взрывающие торговые центры, мечети и прочее, возможно, входят в число самых искренних мусульман мира. Основной вопрос состоит не в религиозной искренности, а в невежестве, экстремизме и в том, как кто-либо при отсутствии необходимого знания может быть использован в чьих-нибудь интересах.
Основная проблема этой идеи, в большей степени восходящей к ваххабитским сообществам, которую мы называем неохариджизмом, — не религиозная искренность, а отношение к определенным вопросам по неким внешним, видимым признакам.
Как известно из истории хариджитов, эта обособленная группа много читает Коран, придает особое значение хадисам и много молится. Несмотря на это, все прочитанное ими понимается поверхностно, только на уровне изречений, при этом они отказываются от толкований с помощью разума.
В целом они представляют течение крайнего толка. Они никогда не уступают место разуму, прежде всего в области религиозных предрассудков, и утверждают, что действуют только в рамках Корана и сунны.
Они настолько уверены в собственной правоте, что по этой причине всегда готовы умереть и убить. Человека, не следующего заповедям Корана или сунны, будь то сподвижник Пророка Мухаммеда или выдающийся ученый, они не задумываясь могут объявить кафиром и незамедлительно уничтожить. История знает подобные примеры, так был убит праведный халиф Али и другие сподвижники Мухаммеда.
Они якобы тоже верят в единство мусульман. Они даже говорят, что у них самих нет мазхаба. В соответствии с их концепцией, бунт против тиранического правителя (власти) и борьба с применением оружия — обязательное религиозное предписание.
Стамбульская концепция
Итак, помимо раскола суннитов и шиитов, мусульманский мир поджидает проблема неохариджизма, представители которого во имя ислама подписываются на всякого рода жестокость, и, определенно, это отвечает интересам некоторых внешних игроков. Поэтому неохариджиты играют активную роль в повсеместной политике отождествления ислама и насилия.
Существует множество политических, социальных, разведывательных и военных мер, которые могут быть приняты против неохариджизма. Но что еще более эффективно и важно — меры, необходимые в богословской сфере. Турции не стоит недооценивать значение развития и укрепления концепции ислама, которая ей оставлена в качестве наследия Османской империи. Ее опыт показывает, насколько ценна и эффективна в борьбе с невежеством и радикализмом Стамбульская исламская школа.