«В то время как Россия готовится к ежегодным стратегическим военным учениям, множатся домыслы, что маневры «Запад-2017″, запланированные на период с 14 по 20 сентября в западной части России и в Белоруссии, могут быть прелюдией к войне», — пишет в статье для The Washington Post Симон Сараджян, директор-основатель проекта Russia Matters в Белферском центре по науке и международным отношениям при Гарвардской школе Кеннеди.
«Мой анализ недавних российских военных учений показывает, что это маловероятно, — сообщает автор. — Российские войска готовятся к войне, но это то, что делают генералы во всех странах: они учитывают самые худшие сценарии и проводят крупномасштабные учения, чтобы проверить готовность к ним войск».
Как отмечает исследователь, «три российских военных вмешательства за рубежом начиная с 2008 года — в Грузии, на Украине и в Сирии — действительно включали развертывание войск, замаскированное под военные учения. Однако, как указывают эти вмешательства, должны наличествовать, по крайней мере, два условия, чтобы Россия рассматривала такую «замаскированную» форму крупномасштабного использования силы.
1) Российские лидеры должны считать, что существует правдоподобная, острая, серьезная угроза жизненно важным национальным интересам их страны или контролю над властью российской правящей элиты. (…)
2) Российские лидеры должны быть уверены, что одержат победу в противостоянии с государствами, против которых они хотят использовать силу, — или хотя бы ни одна из сторон не возьмет верх.
По мнению автора, на данный момент нет ни одного из этих условий.
«Ни один из постсоветских соседей России не стал ближе к членству в НАТО, чем они были в прошлом году, — поясняет эксперт. — Надежды Грузии на вступление в НАТО остаются тщетными, а постреволюционная Украина мало продвинулась в своих усилиях по вступлению в альянс».
«У Белоруссии и России есть расхождения, но белорусский президент Александр Лукашенко — в отличие от победоносных организаторов «цветных революций» в Грузии и на Украине — как кажется, не имеет каких-либо намерений направлять свою страну в сторону НАТО», — пишет Сараджян.
«Ни один из соседей России не переживает период острой нестабильности, который позволил бы России одержать быструю победу в конфликте, как это было в случае с постреволюционной Украиной», — аргументирует Сараджян. Кроме того, «западные страны по большей части были застигнуты врасплох, когда Россия украдкой дислоцировала войска в Крыму в 2014 году, теперь же НАТО глядит во все глаза — особенно с учетом того, что некоторые из предыдущих учений «Запад» включали симуляцию превентивного атомного удара по альянсу».
«Как сказано выше, белорусский лидер не добивается членства в НАТО, — пишет далее исследователь, — поэтому нет очевидного логического обоснования тому, что бывший президент Грузии Михаил Саакашвили описал как намерение России аннексировать Белоруссию. Внезапная аннексия Белоруссии серьезно подорвала бы усилия России по удержанию других бывших советских республик в лагере Москвы».
«В то время как «Запад-2017″ вряд ли приведет к появлению новой военной горячей точки, возможность конфликта остается, пока не будет смягчена скрытая враждебность, вызванная обеспокоенностью России расширением НАТО на постсоветское пространство и тревогой западных союзников из-за использования Россией силы против соседей», — подытоживает автор.