До недавнего времени кавказцы занимали стабильную лидирующую позицию в топе российских СМИ. Если верить газетам и телеканалам, то все преступления в России совершали исключительно кавказцы, хамили и мусорили опять же они. И эффект был достигнут: слово «кавказцы» россиянами воспринималось едва ли не как ругательное.
Однако с началом российско-украинского конфликта, когда все зло, в соответствии с государственной пропагандой, стало исходить исключительно от «бандеровцев» и «фашистов», вектор сместился. «Образ врага» был переформатирован настолько топорно, что от шпильки не удержался популярный кавказский юморист Тимур Каргинов: «Нас, кавказцев, как-то очень быстро и незаслуженно забыли, задвинули на задний план, даже обидно как-то!».
В конфликте с Украиной Россия стала позиционировать себя как главного борца с фашизмом и ксенофобией. Следовательно, «кавказская история» потеряла актуальность. И, если, например, вице-премьер Дмитрий Рогозин еще несколько лет назад призывал «убрать мусор с улиц Москвы», намекая на мигрантов, то теперь он стал едва ли не самым раскрученным антифашистом с «Тополем» наперевес. В соответствии с новым политическим веянием был принят ряд законов, запрещающих дискриминацию по национальному признаку.
Однако для кавказцев в целом ничего не изменилось: по неписаным законам, кавказцы в Центральной России всё такие же «понаехавшие». Просто писаные законы стали жестче. И дискриминировать по национальному признаку вроде как сложнее, иначе статья. А сидеть из-за «понаехавших» никому не хочется.
«Дискриминация была перенаправлена с кавказцев на мигрантов»
Несмотря на не самый радушный прием «в России», многие кавказцы все же покидают малую родину. Одна из ключевых причин — низкий социальный уровень Северного Кавказ.
О внутренней миграции кавказцев, внутреннем перемещении и дискриминации кавказцев, председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина рассказала в интервью сайту «Кавказ.Реалии»:
— Как вы считаете, на сегодня много людей из Северного Кавказа приезжает в Россию?
— Да, много. И не только в Центральную Россию, но и из одной республики в другую тоже, в основном из Чечни. Просто в Россию едут больше, и сталкиваются с большими проблемами. Другие регионы не очень-то хорошо их принимают. Ну, и толпы желающих через Польшу уехать в Европу стоят в Бресте. Там уже тысячи человек, преимущественно из Чеченской республики.
— Как оцениваете ситуацию на самом Северном Кавказе?
— Нельзя говорить о Кавказе и кавказцах как о чем-то целом. Есть, конечно, какие-то общие черты, например, высокая безработица, иногда низкий уровень медицинского обслуживания и т.д. Но в политическом смысле там фактически существуют разные режимы. Например, я видела, как в Ингушетии люди свободно разговаривают с Евкуровым. При этом постоянно вижу этот страх в Чечне и в чеченцах. В Дагестане люди смело говорят, что думают, но при этом отношения с полицией в республике катастрофические. И здесь же рядом совершенно советская Осетия.
— Подвергаются ли кавказцы в России дискриминации?
— Довольно часто. Не везде, и не всегда им рады, к сожалению. В нашу правозащитную организацию обращается много кавказцев: и по проблемам дискриминации, и по возбуждению против них сфальсифицированных дел, и по другим различным бытовым проблемам.
— На ваш взгляд, с чем связан большой отток кавказцев из родного дома?
— С разными факторами: безработица, социальный быт, как и сказала ранее — ситуация разная.
— Наблюдается ли улучшение в стране в сфере ксенофобии, дискриминации?
— Никаких улучшений за последние годы не вижу. Правда, нет и всплеска ксенофобии… Она пока держится на стабильно высоком уровне. Дискриминация по большому счету была перенаправлена с кавказцев на приезжих из Средней Азии, то есть мигрантов. И потому дискриминации в адрес кавказцев стало меньше. Безусловно, играет роль и ужесточение законов по поводу разжигания межнациональных отношений. Теперь стали жестче наказывать.
«Как кормиться Кавказу»
42-летняя Марина (имя изменено) приехала в Москву на учебу в канун развала Советского Союза. Женщина называет себя «свидетелем расцвета российского фашизма и национализма».
Она помнит, как «агрессивные молодые люди, выкатив грудь колесом, безжалостно нападали на людей с иным цветом кожи, с иным разрезом глаз». «Они были похожи на людей выбравшихся из каменного века, которые с гиканьем хватались за свои копья, колы и нападали на «пришлых»? То, что началось в 90-х — это была современная интерпретация той картины», — говорит Марина.
По ее мнению, именно тогда началась скрытая поддержка правых взглядов, случилась популяризация лозунга «Россия для русских!», вплоть до появления непрошенных советов, как Кавказу кормиться и как плодиться.
Собеседница «Кавказа.Реалий» рада, что «правительство хоть и с задержкой приняло несколько важных законов, запрещающих любые проявления ксенофобии и разжигания межнациональных отношений».
Вместе с тем, по данным социологов, лозунг «Россия для русских!» разделяет до 80% процентов жителей страны. Вероятно, поддерживая подобные призывы, граждане не осознают катастрофичность такой позиции в многонациональном государстве. Ведь национализм, фашизм – это разъединяющая, разрушающая идеология. В то время как сила нашего общего государства в его многообразии.
Ирина Степанова
Источник: www.kavkazr.com
30.10.16.