“По узкой, еще австро-венгерской дороге к Ужгороду шла колонна танков. «Смотри внимательно, – сказал мне отец, – чтобы никогда не забыть: это – лицо родины» А.Генис
52 года назад советские танки раздавили пражскую весну.
Нам с детства внушали, что СССР освободил от фашизма Европу, но освободители дают свободу, а мы заменили нацистскую оккупацию советской. Разместили свои гарнизоны, построили стену, насаждали идеологию.
В 1956 подавили венгерское восстание, в 1968 советские танки вошли в Чехословакию (единственную на тот момент страну соцлагеря, где не было советской военной базы).
Наши танки раздавили надежды на социализм с человеческим лицом, надежды на свободу. Причем не только для чехов. Недаром лозунгом вышедших на Красную площадь в знак протеста было «За нашу и вашу свободу».
Около 500 тыс. военных при поддержке 5 тыс. танков и БТР, 22 авиационных и вертолётных полка (это была самая крупная военная операция после 2-ой мировой) — против мирных людей, хотевших реформ.
Танками, стрельбой в безоружных, потоками крови советская власть разговаривала не только с оккупированной Европой, но и со своим собственным народом (вспомним Новочеркасский расстрел 1962г.).
Операция «Дунай» началась с подлого обмана: якобы пассажирский советский самолет запросил вынужденную посадку из-за предположительного повреждения в аэропорту Праги, Однако на его борту находились десантники 7-й воздушно-десантной дивизии. Так был захвачен плацдарм для переброски войск.
В итоге советские войска остались в Чехословакии до распада СССР в 1991 году.
В привычках нашей власти людей не жалеть — чешские лидеры призвали не оказывать силовое сопротивление захватчикам, чтобы избежать жертв. Типичная дилемма, краткосрочная победа всегда у самого беспощадного.
И еще один тезис: свобода начинается со свободы слова, с осознания ее первостепенной важности. Пока в России думают, что она для тех, кому свободно от насущных нужд языком трепать, пока другие бьются за пропитание и безопасность, не будет ни того, ни другого.
Чешское радио стало эпицентром народного протеста против вторгшихся войск (как потом будет ТВ в Вильнюсе).
Большинство чехов погибли 21 августа в Праге у здания Чешского радио, где население пыталось с помощью баррикад отстоять вещание независимого СМИ, в то время как вся остальная Прага уже была захвачена. Люди гибли от пуль советских солдат, под гусеницами танков и колесами техники, в огне подожженных боевых машин, горящего топлива и боеприпасов.
Часто можно услышать, «за что они нас так не любят?» — за расстрелянных в Катыни поляков, за более 20 тысяч убитых венгров (за то, что убийцы получили «Героев Советского Союза»), за чехов, погибших под гусеницами советских танков, за Вильнюс 1991 и т. п. бесконечный мартиролог.
Что делать мне с тобой, моя присяга?
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречала в шестьдесят восьмом?
А.Т. Твардовский
“На каждое русское поколение приходится своя “Прага”, и перед каждым она ставит экзистенциальный выбор: быть собой или с Родиной, которой называет себя всякое государство, начавшее убивать”. А.Генис
p.s. Согласно опросам, каждый 3-ий россиянин поддерживает ввод войск в Чехословакию.
Chechenews.com
23.08.2020.