Главная » Все Новости » История » Частицы правды о чеченцах. Ч.2

Частицы правды о чеченцах. Ч.2

Родина чеченцев − это те земли, что достались им от их предков и нет никаких материалов, указывающих, что на них прежде жили другие или, что чеченцы или их предки захватили чужие земли. Более двух тысяч лет проживания в регионе − срок достаточный, чтобы считаться коренными жителями Кавказа. Просто более древних немного, и то те живут южнее. К тому же надо признать, что при своей воинственности, чеченский народ в своей истории ни с кем не вел захватнической войны и не подчинял другие народности.

Благодаря именно чеченскому народу сохранились многие малые соседние народности, а на Северо-восток Кавказа шли нашествия одно за другим. Так тюркские племена окончательно расположились на Кавказе в результате татаро-монгольского нашествия и захвата региона полчищами Ленг-Тимура несколько столетий назад. Название народа, его языка и земли не может быть дано по наименованию одного села. Оно может появится, если только в нем появляется потребность отличительно называть данный народ и ему самому и соседним.

Для имени народа и его земель берется не наименование одной точки, а наиболее объемлющее и характерное для называемых народа и земель из исторические сложившихся часто употребляемых в народе и у соседей понятий.  Чечен-Аул назван так потому, что в нем жили чеченцы. Вблизи этого села в старину у общевайнахского святилища собирался Мехк-Кхел, устраивались всеобщие празднества и соревнования, и велась большая торговля. Эта местность имела общечеченское значение, и об этом знали соседи. Вернувшись с гор после монголо-татарского нашествия, чеченцы вновь отстроили село. Место помнили и по старому вайнахскому названию. Чечен-Аул появился после чеченцев и, появившись позже, он никак не могу дать название народу, уже имевшему Им я и давшему его этому селу. Кстати, название поселения в нагорье − аул, является тюркским словом. Чеченцев соседние народы называли по разному, каждый на свой лад, как им удобно по их произношению.

Московское государство установило отношения в начале с окоцкими чеченцами (равнинными акинцами Терско-Сулакского междуречья, являющегося воротами Большой Чечени) и потому всех чеченцев поначалу называли Окочане. Затем по примеру тюрков закрепилось более удобное и более точное и наиболее употребляемое соседними народами, но в русской транскрипции название − Чечены, которое и закрепилось затем не только в России, но и у самих чеченцев и у входящих в Империю соседних народов.  Однако слову чечены имелась предчета − САСЕНЫ. Изменение имени на деле изменяет и переименованный субъект. Нам весьма важно помнить это для понимания Чеченского Вопроса по-новому. Сами чеченцы чаще себя и остальных чеченцев называют в основном по имени сообщества − Нохчи, Акки , Мелх (вайнахского происхождения) или тайпов − Таркой, Зумсой… (неэтнического происхождения).

Необходимость отличия от ингушей, бацбийцев и хевсуров, имеющих нахское происхождение, и потребность в общем названии нохчи, акки , орстхоев, мелхсов, как чеченских сообществ, имеющих общность языка, образа жизни и территории и родили название, объединяющее все ветви чеченцев − потомков народа, именовавшегося в древности сасенским. Другие вайнахские общества (ингуши и бацбийцы) были малочисленны и формировались с небольшим разбавлением инородцами, а пшавы и хеврусы, принявши христианство, «грузинировались». Не осталось вайнахов на южной стороне Кавказского хребта, где с принятием христианства и мусульманами еще в первом тысячелетии, кроме кистинцев в Панкийском ущелье, последними принявшими ислам в 19 веке.

Чеченцы, состаявшие из десятка сообществ, были самым многочисленным из народов Северного Кавказа и ввиду особого общественного устройства стабильно развивались и не потерялись в истории, так как были самодостаточны даже во времена татаро-монголов и Ленг-Тимура. Закреплению нового названия чеченцы способствовало и очень резкое увеличение во второй половине нашего тысячелетия числа тайпов чеченцев, не являющихся Вайнахами, которые, уже будучи частью народа, не могли называться именем того или иного сообщества. Полиэтнический характер формирования чеченской нации требовал нового имени. Чеченский народ, вместив в себя тайпы не вайнахского происхождения, был уже иным, нежели во времена своего легендарного пра-предка Турпала Нохчо.

Видоизменившись, с включением большого числа иноэтнического элемента и получил чеченский народ и видоизмененное из старого новое название. Оно точно  соответствовало его новому состоянию, но новое имя и оказалось значительное влияние на его дальнейшую судьбу. Возможно, чеченцы сами не замечают, но со стороны в глаза бросается резкое изменение судьбы чеченского народа с появлением в нем не вайнахских тайпов, началом исламизации и закреплением названия чеченцы.  Соседним народам также было удобно назвать «новых» чеченцев-невайнахов из разных «новых» тайпов одним, общим с принявших их народом, названием. Это по времени совпадало и с исламизацией, и с включением Чечни в пределы Российской Империи.

Название чечены включает в себя двойное отрицание древности − ЧЕ и оно было взято на вооружение и проводниками ислама, и царской властью, стремившихся изменить вайнахов. Оно было относительно новым и закрепляло планировавшуюся трансформацию вайнахов. Название чечены закреплялось и появившейся с исламом арабской письменностью, и прибытием в Чеченю множества арабских грамотеев-знатоков Корана, и увеличением в ней числа мусульман-нечеченцев. Почему не утвердилось древнее название предков чеченцев? Да просто потому, что слово САСЕНЫ, столь великое деяниями предков в течение тысячелетий, что «новые чеченцы» никак не могли стать Вайнахами и за столетия. Сасенами могли называться только их потомки − вайнахи. К тому же история все время переписывалась с переиначиванием, и все, что относилось к арийской цивилизации, беспощадно и умышленно уничтожалось, чтобы и не было и упоминания об иной − народной, − форме власти.

Чеченцы, как последние магикане, сумевшие хоть что-то сохранить от наследия Ариев, не только в земледелии, ремеслах, коневодстве, строительстве (фактически всей основы нашей цивилизации от огня до колеса), но и в общественном устройстве, были поперек горла всем властителям по тысячи км, ибо являли для народов соблазнительный пример вольного самоуправления.
Именно уничтожение остатков арийского наследия и являлось главной целью развязанного против чеченского народа геноцида и этноцида. Однако остается вопрос, откуда все же происходят чеченцы, хотя и указываем на то, что они коренные жители Кавказа вот уже две тысячи лет. Но этот вопрос встает сам собой даже по Бацбийцам, говорящим о том, что они фяппи из Вабуа, а где это Вабуа… В устных преданиях всех вайнахов говорится, что их предки откуда-то пришли из-за гор и далее расселились из района Галанчож.

Надо обратить внимание на то, как довольно разнятся рассказы в разных чеченских сообществах, и это притом, что сказания в Чечне принято передавать без малейших изменений. Видимо, у отдельных сообществ действительно были разные пути предков, т.е. шли они из разных мест, но все на собирание в район Галанчож . Являясь потомками Ариев, чеченцы действительно потомки пришельцев, как и сами арии, ветви которых пришли в регион Армянского нагорья и принесли аборигенам более высокую культуру своей цивилизации.
Много воды утекло после Великого Потопа, а в этом мире утвердилось римское (перевернутое) право и властители, которые все чохом уничтожали всякое упоминание о цивилизации Ариев и их особенном народном управлении, вместо которого и установилось господство новых пришельцев с захватническим менталитетом, с более низкой культурой и уродливой формой власти меньшинства с целым арсеналом подавления и подчинения. Лишь вайнахи, видимо, благодаря военному укладу и неукоснительному следованию законам предков, смогли сохранить до 19 века нравственные нормы и верования Ариев и доставшуюся им от предков форму общественного устройства с народным правлением.

Суть чеченского конфликта состоит в столкновении двух разных идеологий общественного управления и в особой кремниевитости чеченцев, никак не подчиняющихся окончательно при любых потерях. В доставшейся чеченскому народу этой неравной и жестокой схватке и сами чеченцы изменились и очень много потеряли за последние три века из того, что берегли в течение тысячелетий их предки.
Сасены оставили свой след не только на Севере Кавказа. Династия Сасинидов в Иране, отстраняя от власти «новых пришельцев», восстанавливала Арийские нормы нравственности и религию зороастризма ( Зеро − нуль, начало отсчета, астра − звезда, т.е. звездное начало). В Великой Армении потомки Давида Сасунского храбро сражались и с войсками халифата в 8-9 веках, и регулярной турецкой армией и бандами курдов в 19-20 веках. В составе русских корпусов чеченские отряды Таймиева (1829 г.) и Чермоевых (1877 и 1914 гг.) трижды штурмовали армянский город Эрзрум, освобождая его от турков. Одно из видоизмененных названий чеченцев − Шашены, на Карабахском диалетке звучит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы. Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами. При изучении чеченского общества представляется, что имеешь дело с потомками последних защитников крепости, собравшихся в цитадели из разных мест. Перемещаясь в силу разных причин, пра-предки чеченцев не уходили далее, чем на тысячу км от горы Арарат, т.е. они практически оставались в пределах региона.

И пришли пра-предки вайнахов из разных мест − одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением. Найти следы предков чеченцев сложно потому, что они действительно шли не из одного места. В прошлом поисков не было, сами чеченцы довольствовались устным пересказом о пути предков, но с исламизацией не осталось и вайнахских сказителей. Нынче же поиски следов пра-предков вайнахов и археологические раскопки надо вести на территории аж 8 государств по периоду конца второго тысячелетия до н.э.  Приход бывших арийских стражников отдельными отрядами с семьями и хозяйством в район Галанчож положил начало чеченским тукхумам и тайпам (тай − доля).

Основные тайпы до сих пор различают свои участки (долю) на земле Галанчож , так как она тогда вначале была поделена пра-предками тысячи лет назад. Гала у многих народов означает придти, т.е. Галанчож может означать место прибытия или расселения из него,что соответствует действительности и так, и этак. И название пра-предков чеченцев (сасены) и нынешнее название их потомков (чеченцы), и вся их история − особенные. Развитие чеченского общества отличалось многими особенностями и во многом не имеет аналогов.Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни, и общественное устройство своих вольных сообществ, управляемых советами, без допущении наследственной власти. Легендарный Турпал Нохчо, справившийся с быком, запрягший его и научивший нохчи пахоте, поборол зло и завещал содержать озеро, от которого расселились нохчи, в чистоте, т.е. держать чистыми полученные от предков устои, язык, законы и верования (не загрязняя их чуждыми нравами). Пока заповеди Турпала соблюдались, чеченцам сопутствовала в истории удача.

О чеченских сообществах в средние века. Чеченцы и их предки успешно противостояли в борьбе за свое существование с персами, греками, римлянами, гуннами, Ираном, Арабским Халифатом, Византией и Хазарским Каганатом. Сражаясь с превосходящими противниками, вайнахи были основной опорой соседних горских народов в борьбе с общими врагами, которым потому и не удавалось захватывать их земли. В борьбе с врагами чеченцы опиралась на свою самодостаточность и обеспеченность ресурсами, добываемыми свободными производителями, и на наличие подготовленных, хорошо вооруженных и мобильных воинов. Главным же достоинством чеченцев была сбалансированность общественных отношений в вольных сообществах, консолидирующая их в единый народ при угрозе. Самодостаточность в чеченских сообществах достигалась регулированием отношений по законам предков с децентрализацией власти и ее сосредоточением горизонтально на низовых уровнях в ненаследуемом выборном управлении Советами старейшин и с делегированием полномочий Кхелам сообществ и Мехк-Кхелам для решения межродовых и общечеченских вопросов.

Общественное спокойствие, при всеобщей вооруженности, индивидуализме и свободолюбии, поддерживалось взаимной ответственностью с осознанными самоограничениями на основе выработанных и оберегаемых сотнями поколений священных запретов, регулирующих поведение в сообществах и среде обитания и Решениями Советов старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, воспринимаемых всеми как обязательно исполняемые. Чеченские общины жили на своих строго разграничиваемых землях, и чеченцы никому не уступали своих земель и свою свободу, но и сами не покушались на чужие. Погибая, чеченцы наносили противнику столь сильный урон, что противник отступал, неся многократные потери. При необходимости сохранения своего народа, чеченцы уходили с равнинных земель в горы . Если силы противника были слишком велики, то его удерживали в предгорьях, где война была уже иная, а чеченцы оказывались в лучшей позиции.

Противнику не удавалось воспользоваться численным преимуществом, и он, не добившись подчинения вайнахов, отступал с возрастающими потерями. Чеченцы вновь отвоевывали свои равнинные земли для земледелия и восстановления. Им удавалось сохранить свой народ именно потому, что они сохраняли свой уклад, верования, образ жизни и язык и неукоснительно соблюдали законы предков.  В первой части нашего тысячелетия геополитические процессы вокруг Кавказа, где сталкиваются интересы окружавших его великих держав и субэтносов, изменились. Татаро-монгольское нашествие уничтожило все созданное оседлыми народами на равнинах до предгорий. Спасавшиеся в горах остатки народов выживали при недостаточности ресурсов. Длительное пребывание в горах без земледельческих земель равнины сильно подорвало самодостаточность чеченских сообществ, но татаро-монголам так и не удалось подчинить чеченцев.

С ослаблением татаро-монгольской Золотой Орды, чеченцы стали спускаться с гор на свои равнины. Однако на земли Северо-восточного Кавказа хлынули полчища новых завоевателей − тюркские кочевые племена Ленг-Тимура. Ранее сами бежавшие из Средней Азии через Иран перед монголами, они были уже освоившимися в горах на юго-востоке Кавказа, объединены и принявшими ислам.  Но при этом новом нашествии чеченские сообщества уже не смогли выступать единым фронтом. Равнинные акинцы, соседствовавшие с Хазарским каганатом и принявшие ислам, в борьбе с Золотой Ордой союзничали с людьми Ленг-Тимура. Обойдя Дербент по горным дорогам, Ленг-Тимур не сразу направился на Тохтамыша, а сначала жестоко расправился с горскими народностями, захватив почти весь Северный Кавказ.

Терско-сулакские акинцы оказались у Ленг-Тимура в привилегированном положении как мусульмане и как его бывшие союзники в борьбе с золотоордынским ханом Тохтамышем. Акинцы признали его верховность и назначенного им у них мурзу.Восполнивши свои войсковые запасы за счет ресурсов захваченных земель горских народов, Ленг-Тимур разгромил Золотою Орду и осел на Кавказе, расположившись в нынешнем Дагестане. Ленг-Тимур быстро и жестоко подчинил народы на севере Кавказа с принудительным обращением их в ислам. Привыкшие к иерархии власти, знати народности приняли господство тюрков Ленг-Тимура, а чеченцы яростно сражались, но утратили на время самостоятельность в трех районах, граничавших с дагестанскими землями. Земли, подчиненные Ленг-Тимуром, стали называться Ичкерией (Уьч − по-тюркски означает три) и были насильственно исламизированы, а над чеченскими общинами поставлены тюркские князья и беки, которых впослебствии не без борьбы удалось выдворить. Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей. Лишь вайнахи и осети ны не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою самобытность, вои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без взаимной поддержки соседних народов.

Из-за ограниченности в горах земель и ресурсов чеченцы стремились к своим местам на равнинах и прибрежье. Тюрки признавали их силу и уступали, чтобы добиться склонения чеченцев иными путями. Разгром Ленг-Тимуром районов в восточной части большой Чечни сильно подорвал самодостаточность чеченских сообществ и задержал их возвращение на равнинные и прибрежные земли. Так , впервые в своей истории Чеченцы оказались на своих землях разделены на вайнахов, равнинных акинцев и ичкерийцев с разными религиями и укладом, и потому и утратили на время независимость на ичкерийской части территории Большой Чечни.

Распавшиеся на ханства тимуридов, тюрки сохранили общность языка и религии. Они не сумели полностью подчинить все горские народы, но уже господствовали на Северном Кавказе, где оставались самостоятельными основная часть вайнахских сообществ и принявшие христианство осетины и хевсуры.  Падением Золотой Орды и распадом тюрков на ряд относительно небольших феодальных ханств воспользовались окружавшие Кавказ и значительно более сильные за счет централизации государственной власти субэтнические феодальные образования. Кавказ стал ареной столкновения интересов Ирана, Турции, Крымского Ханства и Московского царства, собиравшего воедино русские земли и расширявшегося на восток к Уралу и Поволжью и на юг к Кавказу.

Охраняя свои земли от набегов татаро-тюркских ханов, Московское царство стало селить казачество на окраинных землях. С взятием Астрахани оно приступило к выстраиванию заградительной линии на Северном Кавказе от Каспия к Азову и расширялось с принятием добровольно присоединившихся народов. В 16-17 веках Царская власть стремилась к установлению союзнически вассальных отношений с феодальными владетелями приграничных земель и торгово-экономического сотрудничества с остальными народами.

Начало здесь: http://www.chechenews.com/n/history/6049-1.html

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ……….

Гинтарас Казлаускас

Литовский историк, общественник

Chechenews.com

09.01.12.