Главная » Все Новости » Главная новость » Встречи с писателем Mагомедом Mусаевым, или кто такой Анзор?

Встречи с писателем Mагомедом Mусаевым, или кто такой Анзор?

В студенческие годы, после лекций любил сидеть в парке культуры и отдыха им. Кирова.

Но это не было просто отдыхом от лекций.По свежим следам я перечитывал или дописывал из своего Хранилища Памяти, не достающие слова или фразы, переходящие по моей воле в целые параграфы.

И однажды случилось так, что я до перехода до маленького мостика, ведущего в парк с левой стороны, увидел писателя Магомеда Мусаева, выходящего из своего дома.

До этого мы были знакомы на уровне приветствия, так как я бывал на почти всех собраниях поэтов и писателей, и в том числе в зале профсоюзов на юбилейных торжествах.

Он спросив о моих делах пригласил к себе в гости, не помню я должен был нанести визит на следующий день, или на той же неделе.

Меня встречала его почтенная жена и секретарша, и просто верная спутница его жизни Тамара.

Писатель общался со мной как с ровесником.Интересовался моей учебой.Знал из какого я тайпа, и кто мой отец.Конечно по моим рассказам.

Однажды по его просьбе, посетил его гостеприимный дом с чеченским музыкальным струнным интструментом дечиг-пондар.

Разумеется я сыграл наши классические мелодии и иногда рассказывал о происхождении мелодий.

Одна из самых известных историй о пастухе.

И так же очень в то время распространенную историю происхождения одной из мелодий.

Она называется »Товсолтан йиш» ,которая по сюжету почти схожа с казахской легендой о мастере Али.

Но в отличии от казахской легенды, где описывается о том, что никто не смел рассказать хану о смерти его сына, так как любой, кто рассказал бы ему об этом мог лишиться головы!

И когда приближенные хана позвали мастера Али, он сыграл хану довольно унылую мелодию. И хан поняв, что тот сообщил ему страшную весть. велел казнить Али!

И мастер ответил:

»Я не произнес ни одного слова!Накажите этот инструмент!»

Хан в ярости приказал облить горячей водой музыкальный интсрумент, и там оказалась круглая дыра!

Мелодия »Товсолтан йиш» имеет и другую версию названия »Мотт тоьхна йиш»(Мелодия стукача»).

Жили-были два закадычных друга.Случилось так, что у одного из них убили брата.И тот поклявщись, что не поставит чурт на могиле брата пока не отомстит, целыми днями и ночами искал Товсултана.Но безуспешно.

Однажды его друг увидел в лесу убийцу брата его друга Товсултана.

Но тот заставил друга поклясться, что он не расскажет своему другу что он его видел.

Дав ему слово о не разглашении тайны, тот пришел к своему другу и наедине стал играть эту мелодию, аккорды которой повторялись вначале где-то минуту, а потом резко менял интервал наподобие медленного спуска с горы

Мелодия эта не блещет разнообразием гаммов. Наверное, поэтому она рекомендуется для начинающих пондуристов.

И слушая часто повторяющиеся аккорды друг убитого всокликнул:

«Ты видел Товсултана!»

Давщий слово не выдавать кровника друга ответил:

»Но я не произнес ни слова!»И тогда брат убитого пошел в ближайщий лес, и настиг убийцу брата!

Мой тезка внимательно слушал мелодию, но повышенный интерес проявил к рассказам о происхождении мелодий.

И он восхищенный этим воскликнул:

»Ты играешь мелодии и не растягиваешь как многие, а показываешь коротко весь историзм музыки!»

Спросил меня записываю ли я этим рассказы.Я ответил что мои пожилые информаторы с удовольствием делятся тем, что знают, хотя встречаются немало тех, у кого страх вселенный в их несчастные души и является чем-то постоянным как и кровообращение.

Я ему поведал что одна уроженка Алдов которая была замужем за моим родственником побоялась рассказать песню о Сталине, в которой предавали проклятию этого серийного киллера.

»В последнее время его часто стали показывать, поэтому я боюсь!»

Но немало ценных сведений дала мне о языческом периоде времени невежества.

Писатель очень заинтересовался моим отцом.Я ему рассказал несколько эпизодов из его биографии. Он попросил меня найти время, чтобы познакомиться с ним!Отец знал немало о знаковых личностях в истории чеченцев, начала двадцатого века.

В том числе об Абдурахмане Авторханове, от тех сокамерников по Соликамской зоне.Так как воры отнимали у них скудные пайки, заключенные по политическим статьям держались рядом с чеченцами.

Один из них рассказал отцу такую историю;

»Тот попал в плен к немцам, но его взял к себе один владелец завода, в качестве водителя.Он одевал пленного в костюм соответствии с цветом машины.

Однажды пленный водитель услышал по радио, что Советская родина простила всех, кто попал в плен, и ждет их дома, обещая, что они встретят их с распростертыми объятиями и помогут соединиться с семьями»

Владелец завода сказал ему:

»Я как можно старался чтобы до тебя не дошла эта информация!Тебя на твоей родине ждет тюрьма, не верь этим коммунистам!»

Но русский не послушался его, и решил поехать на родину.Его и других поверивщих советолжецам встретили автозаками, и объявив »двадцать пять по пять» отправили на зоны!

Отец знал так же сына Майрбека Шерипова. Он несмотря на невообразимый шум слушал радио »Голос Америки», радио »Свободная Европа», так же радио »Немецкая волна».

Магомед Мусаев ждал его почти вплоть до начала Первой Русско-Чеченской.

И я его держал в курсе всего, что происходило на митингах первой поры национально-освободительной борьбы чеченского народа!

Показывал ему копии постановления.

Ему понравилось однажды, когда я ему показал постановление на чеченском языке назвав его » Т1еэцам».

Я ввиду чрезвычайной занятости навещая его и любезную Тамару, планировал просто поздороваться побыть у них минут десять,

но это было невозможно!

Тамара не отпускала без угощения!

Он поведал мне, что он пишет драму о политическом деятеле 18го первой половины 19 века, Бейбулате Таймиеве.

От него я узнал, что Бейбулат был убит одним кумыкским князем в отместку за убийство своего отца.

Мне показалось подлостью, что тот сначала выстрелил ему в правую руку, и Бейбулат не смог ответить тем же!

В целом тематика произведений его как и подобает тому времени, была коммунистической, и мне кажется его драма »Таймин Биболат»,

в какой-то мере своеобразная компенсация за его предыдущие произведения.

Из-за чрезмерно советско-коммунистической направленности его творчества, особенно молодые поэты и писатели в основном, родивщиеся в Казахстане и Киргизии,

относились к нему с чувством превосходства и высокомерия.

Не хочу сказать, что молодое поколение родивщееся уже после формального восстановления так называемой автономии ЧИАССР, очень уважали его.

В 1985 году, в зале Обкома профсоюзов праздновали 70-летие писателя.Все происходило по классической схеме.

Даже поздравить его пришли представители нефтеперерабатывающего завода, где когда-то Магомед Мусаев работал в качестве кочегара.

Я в это время сидел в одном ряду с молодыми поэтами и прозаиками, с которым познакомился будучи участником литературного общества или клуба »Пхьармат»(Прометей)

Они к моему удивлению отпускали колкие шутки в адрес юбиляра!

Я резко встал и пересел на другой ряд, чтобы не слушать тех тупых, неуместных шуток.

Я боялся, что не сдержусь и помещаю тем, кто организовал это юбилейное мероприятие!

После этого я держался подальше от тех, кто особенно смеялся над своим старшим товарищем, коллегой по литературному ремеслу!

А ирония заключается в том, что некоторые из тех, кто насмехался над писателем часто утоляли голод своих »творческих» желудков, в доме самого писателя! Даже порой заказывали Тамаре те или иные национальные блюда!

За исключением троих поэтов и писателей, все они писали по указке компартии, а не по указке своих сердец, как писал об этом уцененный казак Михаил Шолохов.

Если бы эти молодые были честны перед собой, то они могли обвинить в чрезмерном преклонении перед КаПаЭсЭс и других писателей старшего поколения.

Например тот же Абузар Айдамиров,

возле которого они все время околачивались, во время его приезда из своего родного села Мескат1е в нашу столицу, который прославился после написания исторического романа »Еха буьйсанаш» (Долгие ночи), так же прославлял ту же самую партию, которая депортировала наш народ.

Например, возьмем просто слова Абузара из одной песни Дагаева Валида.

В ней он рассказывает что родина встретила его »как встречает мать ребенка»

Дуьххьара со хьоьха къаьсттанчу дийнахь,

Со жима бер долуш ас ма битара.

Карий хьо ас дагахь латтийнчу сибатахь,

Кест-кестта г1енаха суна ма-гарра.

Ахь со т1еийцира нанас бер санна,

Хьаьстира хийла са тийсинарг хьайга!

На его полные словоблудства и фальши строки я написал:

Ахь со т1еийцира мостаг1чо санна,

Човхийра хийла сатийиснарг хьайга!

Так же можно продолжать до бесконечности.

Когда Лоьма Ибрагимов(Канташ) и я, по его же идее начали работу по созданию» Антологии чеченской поэзии», некоторым поэтам и писателям стыдно было показать нам свою биографию, и перечень названий своих поэтических сборников, или книг рассказов, настолько точно названия их соотвествовали партйиным лозунгам!

Прошy прошения у читателя, что отошел от рассказа о Магомеде Мусаеве.

Магомед Мусаев восторженно принял освобождение чеченского народа из-под ига Кремля!

Об этом свидетельствуют его выступления по радио Ичкерии, до начала Великой Отечественной войны чеченского народа, против русско-фашистских захватчиков(1994-1996гг).

К сожалению, как и многим людям его поколения, кроме высылки ему пришлось быть свидетелем более изощренного,

страшного геноцида со стороны Ханской ставки Кремля.

Единственной отдушиной для него возможно, была победа чеченского народа в той войне!

Однажды, я как обычно посетил эту дружную чету.

Навстречу мне вышел мальчик лет шести!

Тамара посоветовала ему поздороваться со мной и назвать имя!

Тот повел себя по-взрослому, и пожав руку сказал:

Я Анзор!

Мальчик был не по годам умен.Но это все таки мальчик!Когда я приходил к ним он сходу громко перечислял все, что есть у них в холодильнике и говорил:

»И шайерг сан доттаг1чунна Мохьмадна д1алохь!Дай все это моему другу Магомеду!»

Иногда приходилось и немного помочь добрякам Магомеду и Тамаре, в его воспитании!

Я применял один испытанный мной метод воспитания детей: Я называл условного мальчика по имени Усман, и все негативное в поведении того или иного ребенка, сваливал на этого несуществующего плохиша Усмана!

И в заключении каждый раз говорил:

Но такой-то не такой!В данном случае перечисляя негативы Анзора,

говорил: Но Анзор не такой!»

И это срабатывало! Однажды в мой очередной визит Анзор подбежав ко мне и обняв меня спросил:

»И 1усман х1инцаъ вуй вон к1ант? Этот Усман и сейчас такой же плохой мальчик?’

Я ответил:

: Конечно! Он не похож на тебя!А я ему привожу в пример тебя!

Я каждый раз когда он начинает баловаться, говорю

А Анзор так не делает!

Для меня остается до сих пор загадкой:Кем же приходился этот умнейщий мальчик Анзор

Магомеду и Тамаре Мусаевым, у которых своих детей не было!

Напомню,

что героем одноименной повести Магомеда Мусаева опубликованного в 1968 году, являтся Анзор!

(Возможно, представлю вашему вниманию продолжение. Хотя не очень уверен)

Mahmud Abubakarov

Chechenews.com 

11.06.24.