В ПАМЯТЬ О ГЛЮКСМАНЕ.
Знаковые личности становятся таковыми в силу выдающихся поступков. И, словно суммируя благородство их устремлений в жизни, судьба посылает им и выдающиеся проводы — равные им по знаковости.
Не успели отзвучать прощальные слова над прахом выдающегося Француза 20-го столетия — Андре Глюксмана — как Францию сотрясла вакханалия насилия, невиданная ею в новейшей истории.
Этот день — 13 Ноября 2015 года — навсегда вошел в календарь Пятой Республики как французский эквивалент 11.09.2001; вечер, разорвавший жизнь французов на две половины — «до» и «после».
Страшная новость застала меня с товарищами, когда мы молчаливо шагали домой с похорон Андре. И, я, никогда не верящий в мистику, задумался — впервые в жизни, — всерьез о том, что произошедшее слишком знаково для того чтобы быть совпадением.
И мне ясно представилась картина : как, сдерживаямая — в течении полстолетия — только разящим мечом Андре, темная сила нигилизма в виде обновленного терроризма (ошибочно называемого «Исламским») выплескивается на улицы Парижа, как только прах его грозного врага накрывает земля!
Ярчайший философ современности Андре Глюксман был не просто активным борцом против тирании; он неустанно выискивал ее и нещадно бичевал, вновь открывая общественности очередное место ее обитания.
В этом и находится ответ противникам Глюксамана, критиковавшим его за поддержку мер, как против российской агрессии в Чечню, так и против диктатур Милошевича, Саддама Хусейна… Разгадка — в словах самого философа: «…реальность концлагеря никак не зависит от надписи на его воротах…» и «…отказ замалчивать зло может спасти жизни».
Натура Глюксмана просто не могла не привести его к верному пониманию чеченского вопроса. Он был один из очень немногих личностей в мире, кто решительно опровергал пропаганду Кремля, выставляющую законную борьбу Чеченцев за деколонизацию своей родины как часть международного терроризма. Андре Глюксман видел в современном терроризме завершенную форму Нигилизма — исконно русского явления, как раз и давшего рождение явлению терроризма Народовольцев в царской России в качестве способа политической борьбы…
Глюксман видел в автократии Путинской России те же семена терроризма, что — под арабскими одеждами сеет кровь и боль в Европе и на Ближнем Востоке.
Он был неистов в неприятии насилия и шел в этом до конца. Все помнят кадры с конференции по правам человека в Москве в 2001, когда Глюксман заставил всю российскую делегацию встать в честь погибающих под русскими бомбами детей в Чечне…
Глюксман не сомневался в том, что борьба чеченцев против колониальной России является частью глобальной борьбы с терроризмом и варварством, которые генерирует нигилистическая культура тоталитарной в веках Москвы…
Галина Аккерман, суммирует отношение Андре к Чечецам в следующем абзаце:
«Для него борьба маленького кавказского народа на протяжении двух веков — от генерала Ермолова до Путина — была символом любви к свободе и отказа от рабства. В девяностые годы, в Париже, он неоднократно встречался с различными представителями Ичкерии, поддерживая наиболее умеренных и светских среди них. А когда началась первая чеченская война, у чеченского гражданского населения не было более твердого и последовательного защитника, чем Глюксман. На протяжении многих лет философ опубликовал сотни страстных статей против варварских методов ведения войны в Чечне. Андре пытался помочь и многочисленным чеченцам, получившим статус политбеженцев во Франции. Он, в частности, принял активное участие в деятельности ассоциации, помогавшей молодым чеченцам поступить во французские университеты.»
Андре Глюксман пророчески предупреждал : «Подлинная проблема нашей эпохи — это растущая нечувствительность к Злу, к жестокости, к боли» — предостережение, к которому серце цивилизации глухо, по-прежнему.
Вообще, Глюксману повезло — не видеть тотальное безумие, шествующее по Европе и Америке, охватывая теперь всю планету.
Сейчас — спустя год после его ухода — становится реальностью то, против чего так неистово сражался Андре Глюксман — все новые и новые лидеры крупнейших стран мира выражают восхищение тоталитарной Россией Путина — вотчиной обновленного государственного терроризма, целящегося на жизнь и свободу личности, Человека.
И сегодня все политичекские беженцы из оккупированной Чечни — от Японии до Аляски — вспоминая Андре Глюксмана и как друга, и как учителя и как последнего рыцаря Европы, отдают себе отчет в том, что остались, кажется, со злом терроризма один на один.
Ну что ж, нашему народу не привыкать.Если рука русского терроризма потянется сюда — мы готовы в новый бой за свободу и достоинство Человека!
Андре Глюксман во время акции памяти Натальи Эстемировой в Париже, 2009 года. Фото: Benjamin Gavaudo / AFP
Источник: www.facebook.com
15.11.16.