После убийства учителя во французском городе Аррасе 20-летним уроженцем Ингушетии Мохаммедом Могушковым власти страны допустили высылку граждан России, подозреваемых в радикализме. В их числе, как заявил министр внутренних дел, «очевидно, есть и выходцы из Чечни».
Изначально сообщалось, что преступление в Аррасе совершил именно чеченец, но эта информация не подтвердилась. Сайт Кавказ.Реалии выяснял, как на атаку Могушкова и планы властей по депортациям отреагировали в чеченской диаспоре, которая сформировалась во Франции во время второй войны в республике и насчитывает десятки тысяч человек.
В докладе французских спецслужб (DGSI – Главное управление внутренней безопасности) указывается, что Франция – единственное государство, которое подвергается нападениям чеченцев. При этом, по словам представителя Минюста страны, на контроле у спецслужб после убийства учителя Самюэля Пати в 2020 году было семь человек из Чеченской республики.
После новой атаки МВД уже получило разрешение от президента Эммануэля Макрона на выдворение около 60 граждан России, подозреваемых в радикальном исламе. Всего же за неделю после нападения в Аррасе задержаны 250 человек, заявил министр внутренних дел Жеральд Дарманен. По его словам, опасность сейчас представляют не столько организованные группы террористов, сколько радикализовавшиеся в интернете одиночки.
Живущие во Франции чеченцы нередко появляются в криминальных сводках, причем не обязательно в связи с радикальным исламом. Дарманен еще в 2020 году предупреждал о возможных проблемах с получением убежища в стране для уроженцев Чечни. Это произошло после задержания 16 выходцев из республики, которые, по версии следствия, приехали отомстить за своего земляка, избитого в городе в городе Сен-Дизье.
«Мы все знаем, что происходит в Чечне, и почему жители республики получают убежище во Франции. Но это не дает никому права устраивать на ее территории беспорядки, сводить счеты или устанавливать свои законы. И если кто-либо забывает об этом, я напомню, что у нас есть закон и суд», – сказал тогда глава МВД.
За два месяца до этого во французском Дижоне произошли столкновения между выходцами из Чечни и Северной Африки. Полиции пришлось использовать слезоточивый газ, чтобы разогнать толпу. Заместитель прокурора Дижона сообщил о 10 раненых, некоторые из которых получили серьезные травмы.
Рост числа преступлений, связанных с уроженцами Северного Кавказа, привел к тому, что Париж стал пересматривать отношение конкретно к просителям убежища из Чечни, признает Паскаль Шодо, руководительница французской правозащитной организации «Чеченский комитет» (в оригинале – Comité Tchétchénie. – Прим.).
Депортировали – исчез
Еще в 2021 году из Франции депортировали Магомеда Гадаева. После прибытия в Россию его похитили силовики, а затем арестовали и осудили в Чечне, с тех пор судьба бывшего беженца неизвестна.
Перед Гадаевым из Франции выслали Ильяса Садуева – его лишили убежища за получение российского паспорта в обход установленной процедуры. После депортации Садуева пытали на родине, требуя взять на себя вину по сфабрикованному уголовному делу, утверждал чеченский оппозиционный телеграм-канал 1ADAT.
В феврале 2022 года при невыясненных обстоятельствах в Чечне умер депортированный из Франции 19-летний Дауд Мурадов; его родственники утверждают, что его отравили.
В этом году также стало известно о случае 44-летнего чеченца Зелимхана О. (правозащитники не раскрывали его фамилию. – Прим. ред.), он был осужден во Франции по обвинению в участии в боевых действиях в Сирии в составе незаконных вооруженных формирований. В мае Зелимхан должен был быть освобожден и депортирован в Россию, с тех пор о его судьбе ничего не сообщалось.
Кроме того, журналистам и правозащитникам известно о случаях исчезновения в Чечне высланных из Германии, о депортациях из Австрии и проблемах чеченских беженцев в Швейцарии.
Опасения из-за войны Израиля с ХАМАС
Среди чеченцев – как и среди представителей других народов, живущих в Европе, – действительно есть те, кого принято считать «радикальными элементами», признает руководитель ичкерийского движения в Европе «Единая сила» Джамбулат Сулейманов. Однако он убежден, что к преступлениям уроженцев республики подталкивают в том числе сотрудники российских спецслужб.
«Наше движение с момента создания в 2017 году противостоит радикальным поползновениям в среде чеченской молодежи и продолжает эту работу по сей день. Другое дело, что чеченцы стигматизируются в европейских СМИ. Министр внутренних дел Франции – человек правых воззрений и античеченских настроений. Но Франция – правовое государство, здесь можно обжаловать любое решение, вступающее в конфликт с базовыми идеями свободной демократической страны», – добавляет Сулейманов.
Среди тех, кого, вероятно, выдворят из Франции после убийства учителя в Аррасе, «многие будут ни при чем», считает почетный консул непризнанной Ичкерии в стране Шамиль Албаков.
«К нам уже обратились несколько человек из числа тех, кого обвиняют в связях с радикалистами. Мы ищем для них адвокатов и запускаем механизм защиты, пишем ходатайства и разъясняем ситуацию касательно каждого человека. Надо понимать, что у нас нет других рычагов давления или воздействия, но мы пытаемся найти выход из создавшегося положения», – говорит собеседник.
Угроза высылки уроженцев Северного Кавказа из Франции связана с опасениями местных властей из-за нового обострения ситуации на Ближнем Востоке, признает имам мечети в Ницце и руководитель ассоциации «Союза чеченцев Франции» Рамзан Магомадов. Он приводит в пример попытку провести акцию с участием земляков.
«Мы подали прошение о проведения митинга, где хотели выступить против огульных обвинений в адрес чеченцев из-за последнего теракта (имеется в виду убийство учителя в Аррасе. – Прим. ред.). В префектуре Ниццы нам разъяснили, что в сложившейся ситуации власти просят не проводить митинги из-за возможности их использования радикальными элементами. Это коснулось десятков акций, которые были запланированы различными политическими силами по всей Франции», – рассказал собеседник.
Тем не менее чеченские активисты Ниццы 22 октября собрались в арендованном помещении и обсудили возможные меры противодействия радикализации молодежи в диаспоре.
- 13 октября 20-летний Мохаммед Могушков напал с ножом во дворе муниципальной школы французского города Аррас. Он убил учителя французского языка и ранил еще трех человек. Сначала власти заявили, что нападавший – уроженец Чечни, особенно подчеркивалось, что преступление он совершил перед годовщиной убийства учителя средней школы Самюэля Пати, которого недалеко от Парижа обезглавил чеченец Абдуллах Анзоров. Однако позже стало известно, что Могушков родился в Ингушетии, в МВД Франции полагают, что поводом для атаки стала в том числе война Израилем с боевиками ХАМАС.
- Перед посольствами Швейцарии в Германии, Австрии и Швеции с середины июля проходят митинги представителей чеченской диаспоры с требованием освободить 40-летнего Али Батаева – уроженца республики, который находится в депортационном центре Цюриха в ожидании выдворения в Россию. Даже после начала полномасштабной войны в Украине европейские власти продолжили по формальным причинам депортировать чеченцев на родину, где им грозит похищение и насильная отправка на фронт. В случае Батаева риски связаны еще и с тем, что он жил в Украине и поддерживал действующие там добровольческие батальоны сторонников Ичкерии.
- За последний год по меньшей мере 15 тысяч россиян запрашивали убежище в странах ЕС, в их числе уроженцы Северного Кавказа, которые пытаются покинуть родину из-за репрессий, среди них – женщины, стремящиеся за границей спастись от насилия в собственных семьях и вывезти детей. Редакция Кавказ.Реалии поговорила с уроженками Ингушетии и Чечни о том, какой путь они проделали и с какими мошенническими схемами на границе сталкивались.
- Кто они – оказавшиеся в XX веке во Франции кавказские беженцы? Какой вклад они внесли в историю страны и чем стали полезны своей родине? Как освоились на чужбине и сохраняли свою идентичность? Эти и другие вопросы ведущий подкаста «Хроника Кавказа» Майрбек Вачагаев обсуждает с историком, иконографом Андреем Корляковым.
Chechenews.com
25.10.23.