Свое ежегодное Послание к Федеральному Собранию Владимир Путин начал с внешней политики, ограничившись, тем не менее, двумя темами — словесной войной с Турцией и борьбой с терроризмом, пишет Le Temps. «Единственное упоминание о западных странах было сделано в связи с осуждением их роли в раскручивании терроризма.
Соединенные Штаты — излюбленная мишень Кремля — вообще не были упомянуты, — отмечает корреспондент Эммануэль Гриншпан. — Своим отсутствием блистали и другие центральные темы путинской внешней политики, такие как Украина, расширение НАТО и американская ПРО в Европе».
По мнению президента Института современного развития Игоря Юргенса, это положительный момент: «Сирия — это маневр, призванный сделать так, чтобы мы снова сели за один стол, чтобы обсудить с Западом вопрос о широкой антитеррористической коалиции и забыть о том, что нас разделяет». Тот факт, что российский президент промолчал об Украине, означает, по мнению политолога Константина Симонова, что «Путин больше не хочет диалога с Западом по Донбассу».
Оставшиеся две трети послания президент посвятил внутренней политике, чередуя сообщения об успехах с поручениями правительству, продолжает Гриншпан. «Владимир Путин видит себя всемирным лидером борьбы с терроризмом. Он одержим внешнеполитическими вопросами, а темы внутренней политики и экономики ему глубоко наскучили», — отмечает политолог Станислав Белковский.
Автор статьи подчеркивает, что в послании ни разу не прозвучало слово «кризис», хотя спад российской экономики в этом году достиг 4%. Затронув тему коррупции, Путин призвал генпрокурора Юрия Чайку прислушиваться к жалобам гражданского общества.
Издание напоминает, что генпрокурор стал объектом расследования, проведенного фондом Алексея Навального, которое выявило, что два сына Чайки нажили огромные состояния благодаря политическим связям отца и контактам с преступным миром. «Владимир Путин умолчал об этих обвинениях и проигнорировал острый конфликт между дальнобойщиками и государством. Российская политическая элита встретила послание горячими аплодисментами, успокоенная тем, что президент остался верен себе», — резюмирует Гриншпан.