Когда представители разных стран собрались в Нью-Йорке на заседании Совета Безопасности ООН, чтобы осудить роль России в нападениях в Солсбери с использованием химического оружия, на нее обрушился непрерывный шквал практически всеобщей критики.

Премьер-министр Тереза Мэй, выступая в парламенте Великобритании, заявила, что нападение в марте с использованием нервно-паралитического вещества «Новичок», в результате которого были отравлены бывший агент российской разведки Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, как было установлено, совершили два сотрудника ГРУ, российской военной разведки. На следующий день после ее заявления последовала немедленная и решительная международная реакция. Представители ряда стран во главе с постпредом Великобритании в ООН Карен Пирс (Karen Pierce) обрушились с обвинениями в адрес Москвы.

Пирс обвинила Россию в том, что та «вела подлую игру с жизнями жителей Солсбери».

Пирс, всего через два кресла от которой сидел с каменным лицом российский постпред Василий Небензя, продолжала обвинять Москву в «наглом и безответственном» попрании принципов международного права. «Время лжи и взаимных обвинений прошло — настало время правды и ответственности», — заявила она.

Выслушав обвинения дипломатов, звучавшие почти час, Небензя выступил с ответной речью, которую едва ли можно было назвать сдержанной. Он обвинил (британское) правительство в том, что оно предлагает «все тот же набор лжи» о разработке в России «Новичка», и назвал факты против двух российских разведчиков, известных под предположительно вымышленными именами как Александр Петров и Руслан Боширов, «бездоказательным и лживым коктейлем».

Действия Лондона, как заявил российский постпред на заседании Совбеза, объясняются «русофобией» и направлены на «развязывание отвратительной антироссийской истерии».

Премьер-министр Великобритании получила международную поддержку — представители США, Канады, Франции и Германии выступили с заявлением, согласно которому они «полностью доверяют» выводам Великобритании о том, что за покушением на Скипалей стоит Россия.

В совместном с Великобританией заявлении эти четыре страны заявили, что операция по отравлению Скрипалей «с высокой степенью вероятности была одобрена на самом высоком правительственном уровне» и организована сотрудниками военной разведки России, ГРУ.

Они призвали Россию обеспечить полное раскрытие программы «Новичок» (в ОЗХО). Новые факты, свидетельствующие против Москвы, представленные в среду Великобританией, «укрепляет нас в намерении и впредь вместе противодействовать враждебной деятельности иностранных спецслужб на территории наших стран», — говорится в заявлении. В числе стран, выступивших с совместным заявлением в поддержку Великобритании, не было одной важной европейской страны — Италии.

Ключевые западные союзники выразили поддержку Великобритании на фоне того, как власти России отвергли представленные Скотланд-Ярдом доказательства и дали ясно понять, что не заинтересованы в поиске или аресте двух подозреваемых.

Давний пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что у России «нет оснований» для проверки информации о Петрове и Боширове, которые вылетели из Москвы в Лондон по подлинным российским паспортам, поскольку Великобритания не обращалась с официальным запросом об оказании юридической помощи.

Песков назвал утверждения Мэй о возможной причастности российского руководства к делу Скрипалей «недопустимыми». Он заявил, что к отравлению Скрипалей никто из руководства страны не причастен.

«Мы еще раз заявляем, что ни высшее руководство России, ни руководство рангом ниже, никакие официальные представители не имели и не имеют ничего общего с событиями в Солсбери», — добавил он.

По словам министра по вопросам безопасности Великобритании Бена Уоллеса (Ben Wallace), ответственность за атаку с использованием «Новичка» «безусловно, несет» Путин. Уоллес пошел дальше, чем Мэй, которая в среду, выступая перед членами парламента, заявила, что операция «с высокой степенью вероятности была одобрена на уровне высшего руководства российского государства».

Отрицания Кремлем причастности к делу Скрипалей вполне предсказуемы. Он и раньше делал аналогичные заявления. Но, учитывая убедительные доказательства, представленные полицией в четверг — включая многочисленные материалы с камер видеонаблюдения, на которых видно, как Петров и Боширов находятся в Лондоне и Солсбери, — Москве в дипломатическом плане теперь реагировать сложнее.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова ухватилась за явное несоответствие представленных полицией изображений двух предполагаемых сотрудников ГРУ. Петров и Боширов прилетели из Москвы в аэропорт Гэтвик в пятницу второго марта. Время на обоих снимках указано одно и то же — 16:22 и 43 секунды.

«Одинаковое место, один и тот же коридор и время на кадрах — одинаковое до секунды», — сказала Захарова в эфире передачи на российском государственном телеканале. Она обвинила полицию в подделке снимков. Поведение Великобритании, добавила она, равносильно «троллингу уровня Бог» и «абсолютной наглостью» в докладе (о «деле Скрипалей»), представляющим собой «адскую карусель без конца и начала».

В четверг представитель Скотланд-Ярда заявил, что фото двух подозреваемых были сделаны с двух разных камер, снимающих в двух разных коридорах аэропорта. Как говорится в комментарии, они были сделаны в том месте, где пассажиры выходят из зоны прибытия международных рейсов. Подтверждением этого, оказывается, являются различные красные фигуры в правом нижнем углу обоих кадров.

Официальная реакция Кремля на обвинения Великобритании заметно отличается от его реакции в 2006 году, когда двое убийц из ФСБ — Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой — отравили выступавшего против действий властей бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко чаем, в который было подмешано радиоактивное вещество.

Как заявила тогда Россия, эти двое сами стали жертвами. Они давали многочисленные интервью и выступали на провластных каналах. Луговой даже стал известным политиком в Государственной думе и в 2015 году получил из рук Путина медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».

Однако в «деле Скрипалей» Москва категорически отрицает, что ей что-либо известно о Боширове и Петрове, несмотря на то, что они летели в Лондон по подлинным российским паспортам — хотя и под вымышленными именами. Их судьба и местонахождение неизвестны.

Между тем появились кадры с камеры видеонаблюдения, установленной в магазине, на которых видно, что подозреваемые, возвращавшиеся на железнодорожный вокзал в Солсбери, были спокойны и вели себя непринужденно.

Двое мужчин остановилась у витрины магазина «Дауолдерс» (Dauwalders), в котором продаются марки и другие коллекционные предметы, и рассматривали пластиковую коробку со старинными монетами. Похоже, что они собирались войти в магазин, но поняли, что он закрыт, поскольку было воскресенье, и пошли дальше.

Владелец магазина Пол Дауолдер (Paul Dauwalder) сказал: «Они выглядели очень спокойными, будто у них вообще нет никаких забот, и совсем не так, будто они только что попытались кого-то убить».

Запись была сделана на Фишертон-стрит в центре Солсбери в час дня с минутами. Похоже, человеку, известному как Петров, что-то бросилось в глаза, и он остановил своего коллегу, Боширова.

По словам Дауолдера, монеты иностранные и стоят недорого. «Не исключено, что там были даже монеты из России или Советского Союза, — сказал он. — Как-то нереально, что они стояли у этого магазина и заглянули в окно. Солсбери — город степенный. Здесь люди к такому не привыкли. Я надеюсь, что эти кадры помогут подготовить материалы о случившемся и привлечь виновных к ответственности».

Еще одно важное событие в рамках длящегося полгода расследования произошло в четверг, когда полиция передала дом Сергея Скрипаля местному совету Уилтшира. До сих пор он считался актуальным местом преступления.

Предполагается, что сейчас в доме на Кристи Миллер-Роуд будет проходить длительный процесс обеззараживания и взятия проб с участием представителей Министерства окружающей среды, продовольствия и развития сельских регионов, а также военных экспертов. Как планируется использовать этот дом дальше, неизвестно.

После передачи дома местным властям здесь стали появляться гражданские рабочие, которые начали устанавливать ограждения на заднем дворе.

The Guardian, Великобритания

Chechenews.com

07.09.18.