Сейчас наблюдается попытка России «возобновить» т. н. Новороссию. Особенно это наблюдалось во время «русской весны» 2014 г., когда на востоке и юге Украины с помощью России активизировались сепаратистские движения. Распространялся миф, что юг и восток Украины — это «росссийская земля», что эти земли заселялись россиянами и тому подобное.
На самом деле эти земли в период Средневековья принадлежали Крымскому ханству и Османский империи. Причем эти территории активно осваивали украинцы.
Осваивали задолго до того, как россияне завоевали эти земли (не без помощи украинцев) и создали здесь две административных единицы, именовавшиеся Новороссийскими губерниями. Одна из таких губерний существовала с 1764 по 1783 гг., другая — с 1796 по 1802 гг. Что касалось колонизации украинцами этих земель, то она началась около ста лет до этого. Не говоря о том, что часть земель, считавшаяся Новороссией, долгое время принадлежала запорожским казакам.
В тему: От Запорожских Вольностей до Новороссии
Так, с 80-х годов XVII в. в междуречье Днепра и Днестра, которое контролировалось Крымским ханством, начинают селиться украинцы. Со временем эти территории получили название Ханская Украина (или Ганьщина). Хотя наряду с этим фигурировали другие названия — Татарская Волощина и Кочубейская Татария. Османы же именовали эти территории Мукатаа Томбасар.
Уже в 1668 г. гетманом Украины под протекторатом Крымского ханства стал Петр Суховиенко (Суховей). Следующим шагом в формировании Ханской Украины стало превращение восточной части Подолья под управлением Петра Дорошенко в своеобразный Украинский вилайет. Последний, будучи вассальной территорией османов, пролегал до реки Кодыма, что дало толчок к казацкому расселению на нынешних южноукраинских землях, которые в то время контролировались как турками, так и крымскими ханами.
Согласно условиям Бахчисарайского мира в 1681 г. между османами и Московией, южную часть Правобережного Гетманата, которая оказалась под турецким протекторатом, опекал «князь малороссийской Украины и вождь Войска Запорозького» Юрий Хмельницкий (1641—1685). Потом его заменил молдавский воевода Георгий Дука. В то время на эти териитории распространяется власть Крымского ханства. После 1684 г. турецкий султан Мехмед IV на турецкой части Правобережной Украины провозгласил гетманом Теодора Сулименко (Сулимку). Его и следует считать первым гетманом Ханской Украины. Он был назначен по предложению хана и начал осуществлять деятельность с территории левобережного Приднестровья, которое контролировалось Крымским ханством.
Руководство Ханской Украиной осуществляли гетманы, резиденция которых находилась в Ягорлыке, близ Дубоссар. Поэтому гетманов часто именовали дубоссарскими. В конце XVII в. существовало несколько таких гетманов — кроме упомянутого Теодора Сулименко, Аким Самченко и Степан Лозинский (Стецик). Последний находился на этом посту длительное время — с 1686 по 1695 годы. Он рассылал универсалы, в которых призывал население Правобережной Украины принять турецкое и татарское подданичество. В 1689 г. ему удалось вместе с татарами захватить Немиров — важный городской центр на Подолье. Правда, его оттуда выбили поляки. Также к руководителям Ханской Украины следует отнести Петра Иваненко, который стал известен как Петрик. С личностью последнего связано антимосковское восстание, о котором будет речь дальше.
В то время завоевание земель Крымского ханства, выход к Черному морю были приоритетными задачами политики Петра I (1672—1725). Эту политику можно рассматривать как продолжение сбора земель бывшей Золотой Орды. Правда, крымские походы 1687 и 1689 гг., в которых приняли участие и украинские казаки, окончились неудачей.
В то же время Крымское ханство ответило «симметричным ударом». 23 апреля 1692 г. Петр Иваненко (Петрик) направился с 60 казаками в Кази-Кирмен. До 1691 г. он служил в канцелярии Ивана Мазепы и, бесспорно, немало знал о планах украинского гетмана, о его совместных действиях с россиянами против крымцев. Потом Иваненко пошел на Запорожскую Сечь, где тоже был писарем. А оттуда — уже к крымским татарам. 26 мая 1692 г. Иваненко заключил союзный договор с Крымским ханством от имени Киевского и Черниговского княжеств, всего Запорозького городового войска и народа малороссийского. Договор (по крайней мере формально) имел равноправный характер. Предусматривалось, что Киевское, Черниговское княжества, войско Запорожское является независимым, а Крымское ханство должно оказать им помощь для борьбы с поляками и московитами. В то же время украинская сторона должна была при необходимости помогать Крымскому ханству. От имени ханства договор подписал кази-кирменский бей Кемен-мурза.
Иваненко объявил антимосковское восстание, издав в июле 1692 г. свои универсалы, где он именовал себя гетманом войска Запорожского. Тогда же он из Кази-Кирмена перебрался в Перекоп. Иваненко совершил ряд походов при поддержке крымских войск в 1692, 1693, 1694 и 1696 годах. Однако успеха это восстание не имело. Новому гетману так и не удалось повторить «сценарий Хмельницкого», когда с помощью крымских войск удалось «расшатать ситуацию» и поднять казаков на восстание. Считается, что Петрика поддержало около пяти сотен человек. Это было мало для восстания. То есть «независимая Украина» в союзе с Крымским ханством так и не состоялась. Потом Иваненко стал гетманом Ханской Украины. Как долго он им был и какова была его дальнейшая судьба — этого точно мы не знаем. Считается, что на этом посту он находился ориентировочно до 1712 г.
Несколько похожая попытка создать Украинское государство в союзе с Крымским ханством, как это делали Богдан Хмельницкий и Петр Иваненко, наблюдалась после Полтавской битвы в 1709 г., когда шведский король Карл ХІІ (1682—1718) и гетман Иван Мазепа (1639—1709) потерпели поражение. Тогда король и гетман со своими сторонниками эмигрировали на территорию Османской империи и Крымского ханства. Пристанищем украинских эмигрантов стал город Бендеры. После смерти Мазепы, 5 апреля 1710 г. украинские казаки-эмигранты избрали своим гетманом Пилипа Орлика (1672-1742).
23 января 1711 г. между казаками и Крымским ханством был подписан Кайрский договор. В нем, в частности, читаем: «…когда-то, во времена гетмана Хмельницкого, казаки украинские и запорожские, с войском крымским дружбу, братство и дружественный союз уважая, большие удобства испытали; таким образом и теперь, как когда-то, как украинские, так и запорожские казаки с крымцами хотят соединиться и иметь их в качестве друзей, братьев и приятелей». Другое дело, что эти декларации не всегда имели соответствующее воплощение.
В январе 1711 г. крымский хан Девлет ІІ Гирей (1648—1718) направился на украинские земли, в частности на Слобожанщину. Его сопровождал относительно небольшой казацкий отряд. Татарам удалось занять ряд населенных пунктов. Но говорить об особенных успехах не приходится. К тому же этот поход ударил по репутации Пилипа Орлика. Ведь татары, совершая поход на украинские земли, занимались привычным для себя делом — забирали ясыр.
Весной того же года в поход на украинские земли, находившиеся под московской заимкой, выступил и Пилип Орлик. Были в его войске и татары. На первых порах ситуация складывалась в интересах Орлика. Но неудачный штурм Белоцерковской крепости 25—27 марта привел к тому, что он начал терять свое войско. Оно уменьшалось с каждым днем. В конечном итоге этот поход против московских войск и их союзников для гетмана окончился неудачей.
Это дало возможность армии московитов под командованием Петра I пройти по территории Украины и вступить на земли, которые принадлежали Крымскому ханству и Османский империи. У реки Прут сошлись объединенные силы османов и крымских татар с московскими войсками, к которым приобщился отряд под командованием молдавского хозяина Дмитрия Кантемира (1673—1723). 8—9 июля около села Стенилешть состоялась решающая битва, в результате которой армия Петра I была полностью окружена в урочище Новые Стенилешти. Положение московитов было критическим и их капитуляция стала неминуемой. Однако подкупленный московской стороной главнокомандующий османской армией, визирь Балтаджи Мехмед паша позволил россиянам и Молдове выйти из окружения. Россияне часто добивались успеха на войне не благодаря умению своих полководцев и доблести воинов, а благодаря банальному подкупу вражеских военачальников. 12 июля 1711 г. был заключен Прутский мирный договор. В договоре не был четко прописан вопрос относительно украинских территорий, кому они принадлежат. Военное положение между двумя государствами продолжало сохраняться. 13 июля 1713 г. было заключено Андрианопольское мирное соглашение, которое, в частности, предусматривало протекцию Крымского ханства над Войском Запорожским.
Последнее находилось в составе Крымского ханства с 1711 по 1734 годы. В то время Сечь была расположена в урочище Олешек, или Кардышине (близ современного Херсона) в низовье Днепра. Правда, у казаков возникали разногласия с Крымским ханством, в частности с подвластными ему ногаями. И все же, когда казаки после 1734 г. оказались под российской властью, они долго с ностальгией вспоминали о «крымской протекции». Олешковскую Сечь с принадлежавшей ей территоррией тоже, как правило, относят к Ханской Украине.
В целом же Северное Причерноморье, которое находилось под властью крымских ханов, в то время стало местом прибежища как для украинских политических эмигрантов, так и казаков. Происходило постепенное заселение украинцами этих земель. В середине XVIII в. в бассейне Южного Буга возникли «ханские слободы» — Балта (Палиево Озеро), Голта, Перелеты, которые населяли преимущественно украинцы. Появилось здесь немало и других небольших украинских поселений. Украинцы также заселяли земли в районе крепости Хаджибей (нынешняя Одесса).
Северо-Западное Причерноморье, в состав которого входила и Ганьщина, в экономическом пространстве Османской империи занимало особое место как регион-поставщик зерна и продукции скотоводства.
Наряду со старыми транспортными узлами (Аккерман, Килия, Очаков и Бендеры), появляются новые — хлебная гавань Аджидере (рядом с Акерманом) и развивается порт Хаджибей. Чтобы не уменьшать хлебные запасы, османская власть запрещала в Ханской Украине и прилегающем к ней каза Хотин (Хотинска округа оказалась под властью османов в начале XVIII в.), делать из зерновых водку.
Ганьщина просуществовала до конца XVIII в., пока ее земли в результате российско-турецких войн не оказались в составе Российской империи. Уже в 1774 г. северная часть этих территорий была захвачена россиянами. А в 1791 г. они подчинили себе и т. н. Очаковскую область. В результате этого абсолютное большинство территорий Ганьщины, за исключением Приднестровья, стали российскими.
При захвате Ганьщины россиянами не обошлось без подкупа. Последний гетман добоссарский, то есть гетман Ханской Украины, Якуб-Ага, который происходил из татар-липок, был подкуплен российской властью. Благодаря нему россиянам удалось частично захватить земли Ганьщины.
В тему: Как Петербург покупал украинскую элиту
Ханская Украина стала территорией, где осуществлялись интенсивные контакты между славянским (украинским) населением и тюрками (ногаями, крымскими татарами и османскими турками). Не стоит эти контакты преподносить в идиллическом свете. Между славянами и тюрками существовало немало барьеров — языковых, культурных, религиозных, бытовых и тому подобное. Эти барьеры, конечно, создавали «поля напряженности», вели к конфликтам. Но, с другой стороны, Ганьщина стала территорией сожительства этих этносов. И, бесспорно, этот опыт заслуживает внимания. В конце концов, Ганьщина стала местом украинской колонизации, продвижения украинцев на юг.
Придя сюда, российские войска застали не безлюдные степи, а земли, на которых уже укоренились украинцы. И несмотря на колонизаторскую политику россиян, которые пытались в Северном Причерноморье уменьшить украинское влияние, эта земля оставалась украинской.
—
Петро Кралюк, доктор философских наук; опубликовано в издании День
Chechenews.com
14.12.19