Похоже, что украинская власть перешла в дипломатическое и пропагандистское наступление. Или пытается перейти. Случай с задержанием на Донбассе кадровых российских военных выведен в информационное поле и есть все признаки долгоиграющего пропагандистского кейса.
Как следует из заявлений наших руководителей высшего уровня это не первый случай. Сравним с тем, что произошло в августе прошлого года, когда российские десантники были задержаны на боевых машинах украинскими силовиками на территории Донбасса. Началось довольно громко, а потом их без особого шума даже демонстративно тихо передали российской стороне. Что же нашу власть на этот раз заставило поступить прямо противоположным образом.
Конечно, дело не в самом задержании и не в том, что они оказались кадровыми разведчиками из элитного подразделения. Это фактор важный, но играющий в большой дипломатической игре второстепенную роль. Некоторую связь с делом Надежды Савченко можно при желании отыскать, но и это фактор второго ряда. Хотя бы по той простой причине, что для российской власти сержант и капитан не такие величины, чтобы изменять давно выработанную политику. Люди для Кремля вообще никакого значения не имеют. В России от СССР воспринята культура, если можно так сказать, отказа от своих военных попавших в плен. Более того, плен считается каким-то позором, недостойным для солдата и тем более офицера. Не случайно СССР не подписал Женевские конвенции о военнопленных и тем самым обрек в период Второй мировой войны наших людей на страдания в фашистских лагерях.
Более того, сталинская пропаганда подчеркивала разное отношение к советским пленным и военным западных стран в немецких лагерях. Понятно почему, чтобы хоть как-то объяснить произошедшее. К тому же это стало дополнительным аргументом в холодной войне, а объяснять гражданам положение Женевских конвенций и почему их не подписали не в традициях советской власти.
При всех жесткостях гитлеровского диктаторского режима последний вынужден был считаться с международными соглашениями. Именно поэтому попавшие в плен евреи и ромы, служившие в английской, американской и французской армии не попали в концлагеря смерти. О чем Берлин через третьи страны жестко предупредили Лондон и Вашингтон1. Годы в плену для американцев, англичан и французов засчитывались в службу, и даже происходило повышение в званиях. И никто никогда не попрекал их этим неприятным событием. Как мы знаем, в СССР было все наоборот и фильтрационные лагеря НКВД были не самым тяжким испытанием для очень многих.
В отличие от десантников прошлого года российское военное ведомство не могло заявить, что разведчики заблудились и попали в Украину случайно по недосмотру. По сталинской традиции от них просто отказались.
Для Киева российские разведчики были задержаны очень вовремя. Саммит «Восточного партнерства» мог закончиться серьезным провалом. Буквально накануне в парламенте Чехии местные коммунисты давние симпатики Москвы заблокировали ратификацию ассоциации Украины и ЕС. Ничего особо страшного не произошло, но факт сам по себе неприятный, так как наглядно демонстрирует, что российская дипломатия продолжает противостояние с Украиной в европейских странах. И имеет достаточные рычаги для этого.
Нельзя сказать, что случай с разведчиками настолько серьезно повлиял на переговоры в Риге, но в целом провала, который предрекала российская пропаганда, не произошло. Финансовая помощь от ЕС подоспела ко времени и поможет с переговорами о реструктуризации долговых обязательств Украины.
У наших западных партнеров довольно много вопросов по ходу реформ в Украине. Хотя некоторые подвижки отмечаются, но они и граждане нашей страны знают, что проблем нисколько не уменьшается, а наоборот, их количество растет прогрессивно. Верховная рада демонстрирует явную неспособность к реформированию и ее законодательная деятельность чаще напоминает откровенный саботаж. И это все видят как внутри страны, так и за ее пределами.
В таких условиях очень полезно получить новую точку активности. Российские разведчики такую возможность предоставили. Теперь общество будет какой-то период времени занято проблемой — судить их или обменять. Например, на Надежду Савченко. Или сначала судить, а потом обменять и т.д. Хотя в правовом государстве такой альтернативы быть не может. Если задержанные россияне совершили преступления на нашей территории, то никаких дискуссий и быть не может. Закон требует суда, несмотря на возможную политическую целесообразность.
Вторым внешнеполитическим актом стала денонсация Верховной радой пяти соглашений с Россией. В данном случае, наиболее чувствительным является разрыв соглашения о транзите по территории Украины российских воинских формирований, которые временно находятся на территории Молдовы в Приднестровье. Соглашение было подписано 25 ноября 1995 года. Кроме того, денонсированы и другие соглашения, которые позволяли поставлять в Приднестровье военные грузы, в том числе и питание и обмундирование для военнослужащих Оперативной группы российских войск (ОГРВ), а также контингента миротворческих сил (МС).
Такое решение Верховной рады оказалось несколько неожиданным для российских властей. Председатель комитета по обороне Государственной думы Владимир Комоедов даже не знал, как выходить из создавшегося положения. Затем в Москве начальники несколько опомнились и начали давать обещания своих не бросать. Так, в эфире российского телеканала «Звезда» координатор управления генеральных инспекторов Минобороны России, генерал армии Юрий Якубов заявил, что несмотря на денонсацию Киевом соглашения о транзите российских военнослужащих и грузов через украинскую территорию в Приднестровье, «материально-техническое обеспечение российских миротворцев будет осуществляться в любом случае». Остается не ясным с учетом объективного географического положения, каким образом это будет осуществляться.
Пока же Молдова не пропускает российских военнослужащих по ротации направляющихся в Приднестровье через свою территорию. В пятницу 22 мая в аэропорту Кишинева был задержан и депортирован офицер российской армии. На прошлой неделе двух российских военнослужащих, которые должны были пополнить состав ОГРВ, также депортировали из Молдовы. При этом каждому из них на пять лет запрещен въезд в страну.
В Тирасполе серьезно забеспокоились. Представитель руководства Черноморского казачества Иван Колев сказал московской «Независимой газете», что из региона бегут люди. «За последнее время выехало 320 тыс. человек. Уезжают семьями. 14 тыс. квартир, в основном в Тирасполе, остались пустыми. Лет через пять Молдавия может просто занять территорию нашей республики, сопротивляться будет некому».
Похоже, что в Москве в самом деле не знают что делать. В ход идут совершенно фантастические проекты. Военный эксперт «Независимой газеты» Виктор Литовкин считает, что «Есть самолеты, которые могут летать через Крым, Молдавию и Румынию. Есть опыт США и Великобритании, которые в 1948–1949 году, во время Берлинского кризиса, снабжали Западный Берлин и свои войска необходимым продовольствием и материалами, когда Советский Союз заблокировал поставки в город по железной дороге, автомобилями и речным транспортом».
Сравнивать с Берлинским кризисом не стоит, так как СССР в тот период не мог пойти на вооруженный конфликт с США и Великобританией и вынужден был пропускать самолеты в западный Берлин. К тому же Сталину пришлось все-таки отступить. Насчет Румынии и Молдовы, то это слишком оптимистично. Навряд ли в Бухаресте и Кишиневе согласятся пойти на такой шаг с учетом их позиции по украинскому кризису и по собственному молдавскому. Так что приднестровская ноша становится для Москвы слишком тяжелой.
Очевидно, что задержание разведчиков и последующие события вокруг них, денонсации соглашений и фактическая блокада Приднестровья призваны серьезно усилить позиции украинской дипломатии накануне июньской встречи стран ЕС. Не последнюю роль играет и необходимость начать очередной раунд газовых переговоров. Украина уже направила соответствующий документ в Москву с просьбой продлить скидку на стоимость газа за счет экспортной пошлины. Об этом сообщил российский министр энергетики Александр Новак.
В Киеве предполагают, что последние события могут сделать Москву более сговорчивой. Как в текущих вопросах, так и в более сложных.
Правильные ли такие расчеты, скоро узнаем.