«Ермак своими нелепыми действиями усадил Зеленского за стол переговоров с Пушилиним и Пасичником и дал возможность России модерировать». О последствиях для страны и лично гражданина В. Зеленского.
11 марта в Минске состоялась встреча Трехсторонней контактной группы, которая с 2014 года ведет переговоры относительно войны в Донбассе. На этот раз в Минск приехали новые участники этих дипломатических полей: руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак и заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак, пишет Украинская правда.
После встречи украинская власть сообщила, что стороны договорились о шагах по обмену заложниками, разведению сил и введению Консультативного совета.
Что это за орган — Офис Владимира Зеленского сразу не объяснил, лишь отметив, что он будет действовать в составе политической подгруппы ТКГ после консультаций с западными партнерами по выполнению «нормандских” договоренностей. Роль России в совете не упомянули.
Но уже через несколько дней детали переговоров узнали журналисты.
Оказалось, что «проходная» на первый взгляд встреча вылилась в намерение легализовать представителей ОРДЛО в качестве субъектов консультативного совета, а Россия в статусе гаранта-наблюдателя оказалась на уровне с Германией, Францией и ОБСЕ.
По мнению директора Центра «Новая Европа» Алены Гетьманчук, подобные договоренности очень похожи на те, которые Козак тестировал еще в Молдове в 2003 году.
Тогда он пытался легализовать в качестве международных субъектов представителей непризнанной Приднестровской республики за счет подобных «консультативных групп».
В свою очередь, председатель Центра совместных действий Олег Рыбачук считает, что создание такого органа является шагом в сторону легализации власти оккупантов и в правовом поле Украины, и в глазах международного сообщества.
В центре убеждены, что Россия планомерно ведет политику снятия с себя ответственности за вооруженную агрессию против Украины, создавая себе образ «посредника-миротворца».
Ураган, захлестнувший СМИ и соцсети, заставил Ермака выйти на брифинг и рассказать о мотивации такого шага.
«Никаких прямых переговоров — об этом речь не идет. Мы говорим о создании платформы, где граждане, проживающие на контролируемой территории и неконтролируемой территории, могут общаться по поводу вопросов, которые согласованы в пакете Минских договоренностей», — заявил Ермак.
При этом руководитель ОПГ поспешил сообщить, что решение о создании совета еще не принято, но этот вопрос решится во время следующей встречи ТКГ в Минске.
Пояснения Ермака были сумбурными. Брифинг оставил еще больше вопросов.
«Украинская правда» обратилась к Роману Бессмертному, который представлял Украину в политической подгруппе в Минске в 2015-2016 и 2019 годах. Он изложил свое видение и понимание новых поворотов в переговорах.
О последствиях создания совместного консультативного совета Украины с представителями ОРДЛО
Есть две стороны вопроса — политическая и правовая.
В политическом смысле это решение означает разрушение клуба «друзей Украины» в мире. Даже самый большой сторонник Украины, сидя на кресле, вытрет лоб и скажет: «Слава Богу!». Это означает, что Киев отказывается от поддержки.
В правовом — по сути, это является признанием сторонами конфликта представителей ОРДЛО и Украины. И вывод России за рамки конфликта, перевод ее в статус наблюдателя, но и возможно даже миротворца.
Если посмотреть резолюции Совбеза ООН, решения Генассамблеи, ЕС, Европарламента, в рамках трехсторонней контактной группы сторонами конфликта всегда были Украина и Россия. А решались вопросы при посредничестве ОБСЕ.
Содержанием новых документов является переговорный процесс между Киевом и Донецком и Луганском. Но там есть еще куда худшая вещь, Донецк и Луганск там выступает как некое непонятное объединение.
Об ответственности Ермака и Зеленского
Это политическая слепота и правовое невежество. И тут я претензии предъявляю не Зеленскому; я вижу, он не до конца разбирается. Я предъявляю претензии Ермаку. Это он побуждает Зеленского к таким решениям.
Ермак своими нелепыми действиями усадил Зеленского за стол переговоров с Пушилиним и Пасичником и дал возможность России модерировать.
Роль модератора и будет играть этот консультативный совет. Любая бухгалтерия, которая создается не по протоколам ООН, а по регламенту этого совета, будет навязана из Москвы.
Мы пытались избежать этого все последние годы. Если посмотреть, кто входит в состав этого консультативного совета, становится очевидным, чья позиция там будет доминировать.
Россия и «гражданская» война на Донбассе
Информационно Россия это подаст как признание Зеленским и Украины происходящего на Донбассе гражданской войной.
Россия выведет себя с позиции участника конфликта, сама себя сделает миротворцем. Технически это будет сделано руками Ермака с политического благословения Зеленского.
При этом все оружие, боеприпасы, спецподразделения, которые они перебрасывали, так и будут перебрасывать. Но теперь будут обвинять Киев во всем, что там происходит.
Неважно, что будет исходить из этого консультативного Совета.
Можно ли исправить ситуацию
Украине за стол переговоров нужно посадить некоего крепкого «тигра», который бы все это контраргументировал. Найдут ли такого человека — у меня большие сомнения.
Создание нового органа может изменить логику процесса в Минской трехсторонний группе. Посредничество ОБСЕ будет на стороне России. Париж и Берлин также будут на стороне России. Я уже не говорю о том, что повестку дня также будет формировать Россия.
Мы сейчас подойдем к тому, что только появление сильной фигуры как-то сможет ситуацию компенсировать или уравновешивать, но я вижу, что такого человека нет.
Создание совета с боевиками означает отставку для Зеленского
Это отставка для Зеленского. Он сам уже понимает, что мира достичь так не удастся, а политическая катастрофа может произойти.
Как только общество начнет все больше информации получать о запущенном процессе, то даже яркие сторонники Зеленского пойдут против него.
То, что произошло, разрушило хрупкий баланс. Все, что будет после подписания этих договоренностей, это уже не политика.
Он превратил себя в доминиона двух господарей. И выхода нет. Это все запускает сильный кризисный маховик. Представьте себе сейчас, что будет с армией в этой ситуации.
О «странных» пунктах протокола
В протоколе есть странные вещи.
Например, там упоминается КПВВ в Золотом и Счастье и необходимость разведения сил в двух местах. А еще месяц назад договорились о разведении в Гнутово.
Теперь упоминание об этом населенном пункте просто исчезло. И исчезло оно, скорее всего, не случайно. Подвох в том, что там стоят российские военные базы.
Это свидетельствует о том, что те, кто с украинской стороны писал эти вещи, не совсем это понимают.
То есть ситуация крайне опасна сейчас, но, как итог могу сказать, она не является фатальной для Украины, она является катастрофической для самого Зеленского.
Единство позиции украинского политического класса украинского может позволить удержать ситуацию.
Если Консультативный совет будет давать отрицательный информативный импульс, он раскачает лодку.
О статусе Консультативного совета
Он будет совещательным, но дело в том, что это все слова. Там все совещательное. Политическая подгруппа ТКГ тоже не имеет решающих решений, это все совещательное.
Но в современном мире информация управляет всем. Посмотрите на ситуацию с рецессией и с коронавирусом. Обратите внимание, впереди идет информация, которая ложит все буквально, а не решения правительств.
Эти три компонента — информационный, правовой и политический — просто Зеленского уничтожат.
О заявлениях Ермака, что создание совета по ОРДЛО не означает признания боевиков
Что вы слушаете? Голос Ермака было слышно, как голос мыши в сарае десятого соседа.
Услышат же в мире не то, что скажет Ермак, а то, что скажет Москва. Москва четко заявила: Киев сел за переговоры с Луганском и Донецком.
Бессмертный: «Ермак своими нелепыми действиями усадил Зеленского за стол переговоров с Пушилиним и Пасичником и дал возможность России модерировать». Фото: пресс-служба ПРЕЗИДЕНТА
Как надо было действовать
Надо вернуться еще до августа. Тогда началась реализация доктрины дефронтизации Зеленского.
И вместо того, чтобы отвечать на агрессивность на Донбассе стойкостью армии, силовыми компонентами, он начал идти по логике, которую позже Сурков озвучил как принуждение к миру силой. Он на силу реагирует тем, что все более и более нагибается.
Агрессор в такой ситуации все больше поощряется к давлению. Бухгалтерия смертей на фронте, обстрелов не утихает, они носят массовый характер. В 2015 году диверсионно-разведывательные группы в таком количестве не проводили операции.
И все это свидетельствует о том, что обещая мир, Зеленский ушел дорогой «Мюнхенских договоренностей». Он словно подыгрывает агрессору. А агрессор начинает это понимать, поэтому заводит жертву в капкан.
В такой ситуации работает очень простая формула: хочешь мира — готовься к войне; не будешь кормить свою армию — будешь кормить чужую армию. Это не я сказал.
Исправить ситуацию не так сложно. Это означает, что в Минский процесс должны войти люди, которые этому дадут бой. Понимает ли это сам Зеленский? Не думаю.
Понимают ли на Банковой, что сдают национальные интересы
Дело в том, что Зеленскому нужны аплодисменты, ему светит больше аплодисментов из Москвы, 140 млн людей живут в России, в Украине 40 млн. Ему нужно заслужить аплодисменты — результат его не интересует.
Ермак очень хорошо понимает и использует это. Он ему дает такие аплодисменты. Разговор с Путиным — это аплодисменты. Разговор с Меркель и Макроном — это сдача экзамена.
Поэтому Зеленскому не хочется говорить с ними, хочется говорить с Путиным.
Это подписание в Минске — это аплодисменты со стороны России, но это поражение для Украины. И поражение для Зеленского лично. Пока он этого не понимает.
Но во всей этой игре обратите внимание на еще один момент. Не случайно совпало создание Консультативного совета в Минске и визит Медведчука в Москву. Здесь как бы создается общественное измерение процесса, а там — парламентское.
Информационно выглядит так: Европа, Совет Европы поддерживают это, и общественность поддерживает это.
Ну и казус Сивохо. Это все срежиссировано в Кремле, дуракам навязано, умные обыграны, а самые умные — использованы.
Ермак прекрасно все это понимает. Из того, что я вижу, он очень хорошо ориентируется в этих вещах. А до конца ли то, что происходит, понимает Зеленский? Я думаю, что нет.
—
Екатерина Рещук, опубликовано в издании Украинская правда
Перевод: Аргумент