Началось оно вовсе не со стихов великих русских поэтов, хотя через них именно произошло первое соприкосновение с ней, несчастной и все-поглощающе великой, как навязчиво подчеркивала вся школьная программа, вместе с тем ухитряясь разделить ее на царскую и советскую, привязывая нас всех к ее «светлому» периоду.
Вместе с тем душа пыталась отстраниться от всего этого , смутно чувствуя что-то неродное и в «Родной речи», и в «Родной литературе», и в «Отечественной войне» того и этого веков со всем их героизмом и всемирно-историческими значениями. Как выяснилось позже, душа, нацеленная на поиск родных примет, натыкалась на ценности и предметы чужеродные и вынуждена была все глубже зарываться в себя, молча поглощая все, чем потчевали.
К концу школьного периода, где-то в 8-10 классах, начали прояснять¬ся некоторые причины моей настороженной отчужденности, вернее, же¬лания держаться отстраненно от великих российских ценностей. И одной из первых была причина осознания мной, что мой родной язык, на деле, является как бы не родным, а неизвестно откуда и для чего взявшимся, существующим самоцельно, искусственно,дома и только на двух уроках, да плюс перемены. А к тем всемирно-историческим ценностям и событиям мой родной, кровный чеченский язык, получалось, никакого отношения не имел.
И моя реакция незамедлила сказаться: мне необходимо было доказать всему миру,что чеченский язык является не только равно¬правным, но и основным для меня и всех чеченцев языком. То есть я нацелился доказать доказанное с сотворения мира, незыблемую истину, полагая, что иначе и чеченский язык, и чеченский народ исчезнут. И, как оказалось, не без основания. Начался юношеский период сочинительства. При этом сам наложил табу на использование русского языка: «как это можно допустить, чтобы чеченец писал на русском?» и т.д. и т.п. С этими убеждениями окончил школу, прошел армию и поступил на филфак ЧИГУ, где обнаружил, что мои опасения не только имеют почву, но почва хорошо одобряется и охраняется.
Поиском опоры и защиты от этого удара стал приход в литературное объединение «Пхъармат», в котором действительно нашел спасение и обрел идейно-политическую платформу. Это была пора неосознанной политики, что всполошило не только местные власти, но и Москву. Решающая схватка произошла в 1979 году: мы получили политическое крещение и опыт борьбы: вернее, те из нас, кто осмелился на схватку.
Можно сказать, российский шовинизм в маске советской националь¬ной политики ткнул меня лицом в политику. Тогда я впервые увидел:
СССР как такового не было. Была российская империя. Но увиденное не сразу стало убеждением, а положило начало долгому пути прозрения. Апрель 1985 года дал дополнительный импульс эволюционному процес¬су постижения России.
Вторым этапом на пути осмысления стали годы учебы на Высших Литературных Курсах: ознакомился с трудами Абдурахмана Авторхано-ва и Александра Солженицына, пришел к убеждению, что нужно бежать от России как можно дальше, на крайний случай, провести между Россией и Чеченией хотя бы соседскую межу. Чем и занялся в последующем. Грядущая российская демократия сулила малочисленным и колониаль¬ным народам только легализацию колониальной политики российской империи и переход к открытому угнетению вместо иезуитской советской политики. Двугодичное участие в перестроечной демократии в Москве не оставляло сомнений.
Третий этап составили 1989-1991 годы: переход от методов социалис-тического плюрализма, общественно-политической демагогии, которые захлестнули и душили всякие союзы содействия перестройке и фронты, к открытой политической национально-освободительной борьбе. Создаются политические организации «Барт»,Вайнахская Демократическая партия, Ассамблея Народов Кавказа, начинается политическая интеграция политических сил народов Кавказа. Стало ясно: только в жесткой борьбе можно достичь реального результата. Нужно показать народам сущность России, состоящую в ее природной патологической алчности, хищности, человеконенавистничестве.
Родились стихотворение «Россия», около десяти политических работ и т.п., напечатанных в периодике, и изданных в Сухуми в 1991 году, в брошюре «Комментарий к навязчивым мыслям», а в1994 году в Грозном — в «Преддверии независимости». Пришли к 19 августа 1991 года. Настал момент решительных действий и народ пошел на это. Мы стали независимыми. Свершилось то, о чем мечтал чеченский народ за последние века. Но постижение российской сути говорило настоятельно о том, что борьба только начинается. Это я пытался донести до народа, как и мои товарищи.
Большую роль на третьем этапе постижения мною России играл Джохар. Он ее, оказалось, изучил до корней волос. Трудности и проблемы нарастали по геометрической прогрессии. Россия начала вытаскивать из .своих колониальных арсеналов самые коварные и дикие методы с целью развязать в Чечении гражданскую войну. К этому плану спецслужбы РФ приступили сразу же, после провозглашения независимости Чечении 6 сентября 1991 года. Предатели все же нашлись, особенно в их традици-онной среде, в том числе и среди так называемого духовенства и религи-озных авторитетов. Сущность империи проявлялась все активнее.
Четвертым этапом осмысления стали годы восстановленной независимости чеченского народа и возрожденной национальной государственности. Это был момент истины чеченского народа. Переживший этот момент чеченец, если он является истинным чеченцем, должен считать себя счастливым, ибо чеченский народ восстановил свою историческую честь, достоинства, попранные Россией многократно в течении послед¬них столетий, осознал силу своего духа и глубину падения, и страшную картину, ожидавшую его в пропасти Российской империи. Но и на этом этапе, как ни странно, многие чеченцы сохраняли иллюзии насчет России. Возможно, что даже и я сам. Но прозрение пришло к концу 1994 года. Своеобразным итогом четвертого этапа осмысления России стали статьи и выступления, в том числе и «Пришествие Иуды».
Наступил пятый этап. Этап прозревшего от всех иллюзий и еще больше презревшего любые условности в политике национально-освободительной борьбы. И потому я, овладевший русским языком ничуть не хуже, чем родным, и творящий на нем, но познавший титаническое зло российского государства, в назидание современникам, потомкам и наро¬дам, заявляю:
«Немытой» была ты, осталась немытой! В безродстве своем расплодилась в веках.
В конюшнях, свинарнях и псарнях избитой, Во лжи и коварстве до доски измытой.
Душой своей так, ты и канешь в лета, Россия, о подлая Русь — маета!
Ползешь, пожирая чужие пределы, Пируешь на горе детей, матерей,
Пьяняся беспутством, тупым, беспредельным, И запахом крови, агоний смертельных,
Без Бога в душе и без светлых идей, И меченой вечным проклятьем людей!
Доколе! — кричат, сквозь века, убиенные, -Отмщения ждать нам?!
Доколе терпеть?! Ты слышишь, Россия, призывы нетленные:
Грядут наши дни — твой позор, твоя смерть!
И жалости нет — то твое искупление
Пред Богом и сонмом восставших вновь жертв.
апрель 1995г.
Из книги Зелимха Яндарби «Чечения — битва за свободу»
Источник: golosichkerii.com
24.09.16.