Под предлогом необходимости остановить рост числа разводов в стране египетский адвокат выступил с инициативой под названием «испытательный брак», согласно которой условия совместного проживания супругов определяются в гражданско-правовом договоре. Он заключается на определенный период времени, и до окончания срока развод между партнерами произойти не может.
Инициатива директора Каирского центра правовых исследований Ахмеда Махрана вызвала широкую общественную дискуссию. Свою позицию среди прочего озвучили два крупнейших религиозных института страны — «Дар аль-Ифта» и «Аль-Азхар».
По данным Центрального агентства общественной мобилизации и статистики — государственного органа — в 2019 году в Египте было зарегистрировано 225 тысяч дел о разводе, а годом ранее — 201 тысяча дел. Каждые две минуты и 20 секунд регистрируется один развод. Что касается заключения брака, то в 2019 году было выдано 927 тысяч брачных свидетельств, что на 57 тысяч больше, чем в 2018 году.
Как родилась идея
Через три года замужества одна женщина обратилась к Ахмеду Махрану, намереваясь получить развод, но вместо проведения необходимых в таком случае правовых процедур, адвокат связался с супругом женщины и предложил разрешить конфликт путем заключения брачного договора на установленный срок — не менее 3-х лет.
Как пояснил Махран в телевизионных выступлениях, он предложил супругам записать свои требования в документе под названием «Соглашение о заключении брака», получившем известность в СМИ как «испытательный брак». По мнению адвоката, это наиболее эффективное решение в текущий период, когда число разводов постоянно увеличивается.
Директор Каирского центра правовых исследований заимствовал эту идею из «списка семейного имущества», который представляет собой юридический документ, прилагаемый к брачному договору и подтверждающий право собственности партнеров на то или иное имущество в общем доме. Муж подписывает этот список и тем самым берет на себя обязательство вернуть все имущество супруге в случае развода.
В поддержку своей инициативы Махран подчеркнул, что предложенный им договор о браке — это всего лишь гражданско-правовой договор, дополняющий официальное свидетельство о браке. Он призван обеспечить выполнение условий, согласованных супругами, в целях сохранения семьи и предотвращения конфликтов и развода. Сам по себе брак не становится временным, но гражданско-правовой договор имеет срок действия — 3 года и более.
Адвокат продолжил: «Цель установления срока брачного контракта состоит в том, чтобы гарантировать совместное проживание супругов в течение определенного периода времени, но не менее 3 лет. Когда каждая сторона знает, что существует подписанный им контракт, она тысячу раз подумает, прежде чем решиться на развод».
Что касается названия «испытательный брак», то по словам адвоката, оно было выбрано им не случайно, поскольку привлекает внимание общественности к новой инициативе. По его словам, за последнее время он заключил около 220 таких брачных договоров.
Юридически недействительный документ
На фоне дискуссий вокруг идеи Махрана «Аль-Азхар» поспешил сделать заявление и назвать «испытательный брак» фальсификацией, поскольку брачный договор истекает в определенный момент, что делает его недействительным и запретным.
«Аль-Азхар» так прокомментировал появление нового документа: «Он противоречит исламской брачной системе, ее ценностям и целям, а также попирает права женщин».
В то же время «Дар аль-Ифта» решил изучить вопрос, прежде чем заявить о своей позиции по новой инициативе. Однако, в конце концов, институт вынес аналогичное «Аль-Азхару» решение.
Он подтвердил, что испытательный брак будет иметь негативное влияние, поскольку не имеет отношения к ценностям религиозного египетского общества, которое отвергает то, что противоречит шариату или общественным нормам. Лишение супруга права развестись с женой в течение определенного периода времени — недопустимое условие. Оно противоречит неотъемлемому праву мужа, закрепленному за ним по шариату, а именно праву на развод.
Другими словами, согласно представителям «Дар аль-Ифта», соблюдение такого соглашения, если оно было заключено до официального брака, не имеет места быть, а если оно было заключено после, то является недействительным.
Критика и насмешки
Идея испытательного брака вызвала полемику в социальных сетях, и многие комментарии сопровождались критикой и насмешками.
Ясир Шоуки так прокомментировал данный вопрос: «Вскоре этот новый договор будет использоваться как своего рода инструмент для обхода шариата, например, как временный брак или традиционный брак с целью узаконить супружескую неверность и проституцию».
В то же время член совета салафитской партии «Аль-Нур» Салах Абдель-Маабуд решительно раскритиковал новую форму брака в Твиттере: «По какому такому Божьему закону действуют мужчина и женщина, заключающие испытательный брак? Где здесь брак? Где здесь шариат?»
Завуалированное преступление
Тем временем психолог Университета Аль-Азхар доктор Джамаль Абу аль-Азаим считает этот тип брака завуалированным преступлением, поскольку такая форма отношений встречается во многих сферах, где все чаще наблюдаются сексуальные извращения.
В комментариях для прессы он пояснил, что в таком браке женщина теряет многие свои права, ухудшается ее социальная жизнь и психологическое состояние. По его словам, психологические последствия таких отношений опасны для обоих супругов, но главной пострадавшей стороной является женщина: она становится практически бесправной.
Как отметил Абу аль-Азаим, семья является ядром общества, и ей доверено создание прочных отношений, так как оба партнера имеют право выстраивать настоящие супружеские отношения.
Такого же мнения придерживается журналист Халед Синджар. В своей статье под названием «Что же нам испытывать?» он неодобрительно заявляет: «Египтяне жили себе спокойно, но тут появляется так называемый «испытательный брак». О каком испытании говорят эти люди? Это коммерческая сделка или партнерство по продвижению продукта, пока обе стороны не завершат эксперимент и можно будет аннулировать свой брак?»
По его словам, брак не нуждается в испытаниях и экспериментах, поскольку ислам предусматривает помолвку до заключения брачных отношений, чтобы сближение между женихом и невестой происходило под присмотром семьи и каждый из них узнал друг друга лучше. Все заканчивается либо согласием и сближением, и тогда заключается брак, либо каждый идет своей дорогой и помолвка отменяется.
Журналист добавил: «Тех, кто полон энтузиазма по поводу этой фальсификации, следует судить по обвинению в разжигании розни в обществе, преступлении против нравственности и даже религии».
Наконец, он завершил свою статью следующими словами: «Всем, кого привлекает эта плохая идея, искушает ли его слава, жадность или более высокое положение в обществе, разжигает ненависть в обществе. Египтяне достаточно умны, чтобы отличить ценную идею от плохой и отравленной, поэтому ваши усилия по расколу народа обречены на провал».
Chechenews.com
13. 02. 21.