Члены ингушского религиозного братства баталхаджинцев участвуют в войне с Украиной в составе кадыровского спецназа «Ахмат». Их отряд БОБР – баталхаджинский отряд быстрого реагирования – состоит из 31 человека.
Все они прошли подготовку на базе «Российского университета спецназа» в Гудермесе, после чего отправились на фронт. Таким образом члены братства хотят уйти от конфликта с силовиками, который начался после убийства начальника ингушского Центра «Э», считают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.
О подготовке отряда баталхаджинцев впервые стало известно из опубликованного в середине ноября ролика старшего оперуполномоченного «СОБР-Ахмат», участника войны против Украины Эльбека Албастова.
На видео около 20 мужчин в гражданской одежде тренируются на плацу и выкрикивают лозунги «Ахмат сила». Албастов называет их «заряженными» и «профессионалами». На другом видео, которое спустя месяц выложил глава Чечни Рамзан Кадыров, члены баталхаджинского сообщества, как заявляется, уже находятся на территории Украины.
В ролике Ахмед Белхороев, в прошлом депутат Народного собрания Ингушетии и внук одного из покойных лидеров баталхаджинцев, а ныне, по словам его родственников, глава отряда БОБР, рассказывает, что они «вместе с чеченским братьями выполняют задачи», которые на них возложил Кадыров.
Кроме Белхороева, на видео выступают и другие члены братства, в их числе – Анарбек Белхороев, сын убитого в 2018 году лидера баталхаджинцев Ибрагима Белхороева. По словам Анарбека, они «откликнулись на призыв Кадырова о создании суфийского батальона».
Конфликт с силовиками и кровная месть
Баталхаджинцы (или белхороевцы) – члены суфийского религиозного братства, название которого происходит от их первого лидера, шейха Батал-Хаджи Белхороева. Он занимался распространением ислама на рубеже XIX–XX веков. В полумиллионной республике, по разным оценкам, от 15 до 25 тысяч баталхаджинцев. Несмотря на относительную малочисленность, это одно из самых влиятельных и закрытых сообществ в Ингушетии, его члены в течение десятилетий занимали высокие посты в политике и бизнесе.
В сообщество можно войти только по рождению, а выход грозит человеку расправой и даже смертью, рассказал редакции Кавказ.Реалии бывший баталхаджинец Ислам Картоев.
31 декабря 2018 года в Ингушетии был убит праправнук шейха Батал-Хаджи Ибрагим Белхороев. Баталхаджинцы посчитали, что за преступлением могут стоять силовики и лично начальник ингушского Центра по противодействию экстремизму Ибрагим Эльджаркиев, говорит Картоев. СМИ писали о неком давнем конфликте между баталхаджинцами и начальником Центра «Э». Через неделю после смерти Ибрагима Белхороева на Эльджаркиева было совершено первое покушение – его автомобиль был обстрелян.
Эльджаркиев тогда остался жив, но пострадали три человека, которые ехали с ним в одной машине, один из них погиб. Второе покушение на начальника ЦПЭ было совершено через год. Его вместе с братом расстреляли в Москве. Оба погибли на месте. В Кремле тогда сообщили, что президент России Владимир Путин в курсе дела, а расследование контролирует глава Следственного комитета. Место убитого начальника ингушского Центра «Э» занял другой его брат – Ахмед Эльджаркиев.
Главной версией убийства Эльджаркиева стала кровная месть со стороны баталхаджинцев. СМИ писали, что в день убийства силовика в родовом селении последних запускали фейерверки.
Убийство Эльджаркиева привело к серии обысков и задержаний в домах влиятельных баталхаджинцев, в числе которых были крупные бизнесмены, председатель контрольно-счетной палаты республики и депутаты Народного собрания. Новый лидер клана Якуб Белхороев был признан виновным в крупной растрате на посту главы ингушского отделения Фонда соцстрахования и приговорен к девяти годам колонии в ноябре 2022 года.
12 декабря Следком сообщил о завершении расследования уголовного дела по факту убийства Эльджаркиева. 13 обвиняемых будут судить по статьям о террористическом сообществе, организации теракта и незаконном обороте оружия. Им грозят длительные сроки вплоть до пожизненного заключения.
«Попытка доказать лояльность»
Все, кто сейчас находится в отряде БОБР, – это люди, которых так или иначе коснулись репрессии после убийства Эльджаркиева, указывает Абдулла Белхароев, двоюродный брат Ахмеда Белхороева.
«Я это (отправку на войну России против Украины. – Прим. ред.) вижу как их попытку доказать Центру свою лояльность. Сейчас везде говорится, что баталхаджинцы – это террористическая группа, которая занимается убийствами, грабежами. Это попытка показать, что они не враги этой стране и этой системе», – говорит собеседник.
Он добавляет, что бойцы БОБРа воюют бесплатно, только еда и обмундирование. По его словам, участие в войне с Украиной для того, чтобы спасти остальных членов общины от преследования силовиков, – нормальная цена: «Они и так рискуют жизнью, например Ахмед Белхороев был поставлен силовиками на ликвидацию, его даже задерживать не собирались».
Сам Абдулла Белхароев получил убежище в США и живет там с 2014 года. После убийства Эльджаркиева в 2019 году многие баталхаджинцы подверглись репрессиям и уехали из республики, рассказывает он. Часть из них обосновалась в Чечне, еще около ста человек – в Турции.
По словам собеседника, после того как Ахмед Белхороев заявил о создании отряда, в домах баталхаджинцев не было ни одного обыска.
«В этом году не было и недели, чтобы кого-то не задержали и не обыскали или что-то не подкинули», – утверждает он.
Ахмед Белхороев впервые появился в кадре вместе с Рамзаном Кадыровым 2 ноября. Тогда глава Чечни опубликовал в телеграм-канале видео в защиту баталхаджинцев, в отношении которых тогда проходили очередные обыски, задержания и аресты. Глава Чечни утверждал, что среди задержанных есть невиновные, а «травля» баталхаджинцев выглядит как «заготовленная интернет-кампания». Доказательств этому он не привел.
На ролике Белхороев поблагодарил Кадырова за звание подполковника и возможность работать в Чечне. Он пожаловался, что люди из Ингушетии не дают ему спокойно жить и поэтому он был вынужден покинуть республику.
Между баталхаджинцами и остальными ингушами довольно натянутые отношения, как и между ингушами и Кадыровым, рассказывает собеседник редакции из Ингушетии, попросивший не указывать его имя. По его словам, членов братства «не любят за закрытость и враждебность по отношению к другим».
При этом Абдулла Белхароев говорит о теплых отношениях баталхаджинцев с Рамзаном Кадыровым, которые начались еще с «дудаевских времен»: «В 1997 году у меня умер отец и Ахмат Кадыров был у нас на похоронах. С 90-х годов у нас с ними отношения – они к нам ездили в гости, а мы к ним. Они с Ибрагимом дружили очень близко, ездили в хадж вместе».
Не дружба, а интерес?
Кадырова и баталхаджинцев объединяет не дружба, а интересы, считает Ислам Картоев – бывший баталхаджинец, который называет себя «проснувшимся от зомбирования». Сейчас он ведет блог, в котором рассказывает о религиозном сообществе и критикует его членов.
«У Кадырова деньги и власть. И он прекрасно понимает, что иметь 10–15 тысяч своих подручных в Ингушетии выгодно. Они для него – диверсионная группа. В случае необходимости он многое сможет сделать их руками», – говорит Картоев.
С ним согласен пресс-секретарь воюющего в обороне Украины чеченского батальона имени Шейха Мансура Ислам Белокиев. По его словам, Кадыров поддерживает белхороевцев из-за стремления расширять влияние в регионе: «Но я сомневаюсь, что он чего-то добьется через них. Лет десять назад, когда они были при власти – да. Но это все равно не повлияет на взаимоотношения между республиками».
При этом Картоев утверждает, что баталхаджинцы теряют влияние и внутри собственного сообщества: «Они еле-еле собрали на войну 31 человека, а хотели собрать хотя бы сто. У прежних лидеров было больше влияния на секту, а у молодых его нет. По сути, Белхороевым безразлично сколько, человек там погибло – для них это расходный материал. Их объединяет эгоизм, главное для них – это их интересы. Я знаю это хорошо, потому что в прошлом был одним из них».
«Клеймо тех, кто убивал детей»
Родной брат уехавшего в США Абдуллы Белхароева Ильяс Белхароев живет в Украине с 2014 года. В России его считают причастным к убийству Эльджаркиева, однако украинские силовики не нашли никаких доказательств его вины. В видеозаписи, опубликованной в инстаграме, он раскритиковал членов братства за участие в войне России против Украины.
«Мы называем себя мусульманами и последователями Батал-Хаджи и в то же время участвуем в войне, в которой убивают детей. Как это вообще? Вы сами себе противоречите. Ну, ладно посадят вас, отсидите вы 10 лет, 20 лет. Ну и что? У вас дети будут, зачем вы навечно им оставляете клеймо тех, кто убивал детей на войне. И я клянусь вам, тот, кто примет в этом участие, тот не последователь Батал-Хаджи!» – сказал Ильяс Белхароев.
Мы называем себя мусульманами и последователями Батал-Хаджи и в то же время участвуем в войне, в которой убивают детей
Это выступление никак не скажется на решениях баталхаджинцев, поскольку у Ильяса нет влияния внутри сообщества, убежден Картоев: «Если бы в составе группы были свободомыслящие люди, они бы могли как-то противостоять руководителям секты. Но сама по себе эта секта – это чистейшей воды крепостное право. Но, в любом случае, этот шаг им аукнется».
В свою очередь, Абдулла Белхароев признает, что, по его сведениям, противники войны против Украины есть и внутри сообщества, но раскола на этой почве «точно не будет».
Маловероятно, что участие батахаджинского отряда БОБР сыграет какую-то значительную роль в войне России против Украины, уверен Ислам Белокиев: «Это не полк и не батальон, а буквально три с половиной человека. И мы видели, что они не прошли какую-то суперподготовку. Они на видео в джинсах, туфлях, пальто и шапках тренировались. Они попали под каток российской машины, той машины, на которую они до сих пор работали. Поэтому и создан этот отряд».
Кадырову нужны бойцы, и он таким образом увеличивает свое влияние на соседние регионы, считает представитель Гражданского совета, занимающегося подготовкой россиян для участия в войне на стороне Украины, Денис Соколов. В прошлом собеседник – исследователь Северного Кавказа. Он убежден, что Кадыров для баталхаджинцев – эффективный инструмент, чтобы выйти из-под удара и восстановить свои позиции.
«Наличие в любой закрытой политической группе людей с боевым опытом – это хороший ресурс и для ближайшего будущего, которое выглядит весьма турбулентным», – заключил эксперт.
- В документальном проекте Радио Свобода «Признаки жизни» опубликован фильм «Баталхаджинцы идут на войну».
- 17 ноября один из лидеров братства баталхаджинцев Якуб Белхороев был приговорен к девяти годам тюрьмы: суд признал его виновным в растрате бюджетных денег на посту главы отделения Фонда социального страхования, а также в незаконном хранении оружия. После ареста Якуба Белхороева в 2020 году еще 12 членам братства были предъявлены обвинения в терроризме.
Сhechenews.com