Главная » Все Новости » Главная новость » Кадыровцы или ичкерийцы? Военнопленные из Чечни в Украине

Кадыровцы или ичкерийцы? Военнопленные из Чечни в Украине

Снимающий интервью с пленными российскими военными украинский журналист Дмитрий Карпенко опубликовал три новых видео с бойцами из Чечни. Записи вызвали широкое обсуждение среди диаспоры и оппозиционных режиму Рамзана Кадырова блогеров.

Они осудили подход Карпенко, назвавшего пленных чеченцами и обвинившего жителей республики в том, что они не борются с Кремлем и его ставленником в республике. Сайт Кавказ.Реалии разбирался в конфликте.

Важно: при подготовке этого текста корреспондент сайта Кавказ.Реалии обращался за комментарием к журналисту Дмитрию Карпенко. На момент публикации ответ получен не был.

В российском вторжении в Украину участвуют несколько подразделений из кадыровской Чечни. В то же время за ВСУ воюют батальоны сторонников Ичкерии. Обе стороны резко критикуют своих противников-земляков, подчеркивая, что настоящие чеченцы именно на их стороне, а оппоненты – или «кадыровцы«, или «чеченоговорящие шайтаны«.

Имена военнопленных, интервью с которым опубликовал Карпенко, журналист не назвал. Первому из них 49 лет, он помнит события двух «чеченских войн» и охотно рассказывает их хронологию. По его словам, во время мобилизации на фронт хотели забрать его 25-летнего сына – в республике был негласный указ «с каждой семьи один человек». Поэтому мужчина пошел в военкомат и записался вместо него.

Изначально контрактникам обещали, что они будут охранять границы Чечни, имевшей приграничные споры с Ингушетией и Дагестаном. Вместо этого бойцов отправили в Украину, где пленный воевал в составе полка «Север-Ахмат«.

С октября 2022 года он служил в охране вдали от фронта, но в первом же боевом столкновении в начале июня попал в плен. За полтора года контрактнику заплатили около миллиона рублей, потому что несколько месяцев он находился в отпуске. Записывать обращение к Рамзану Кадырову или чеченцам в целом он отказался, опасаясь репрессий в отношении родных.

«Вы же сами этого хотите, вам нравится это. У вас мусорское государство… Сколько вы еще будете терпеть, «свободные ичкерийцы»? Ты же понимаешь, что вы рабы, Кадыров ваш главный рабовладелец. Как он сказал, «я солдат Путина»…» – ответил пленному Карпенко.

Второму бойцу 22 года, он женат, воспитывал годовалую дочь. После школы нигде не учился из-за отсутствия средств. Однажды подрался с оскорбившим его мать сотрудником группы быстрого реагирования, после чего оказался в подвале отдела полиции города Курчалой.

Там молодого человека месяц избивали и пытали электричеством, прикрепляя клеммы к пальцам, после чего предложили альтернативу: или год таких пыток, или контракт и война в Украине. Военнослужащий получал около 200 тысяч рублей в месяц, что примерно в шесть раз больше его обычной зарплаты в Грозном. В начале июня взят в плен 5-й штурмовой бригадой ВСУ.

Третий давший интервью военнопленный, хотя и является чеченцем, но жил в Тверской области, поэтому плохо говорит на родном языке. Карпенко назвал его «русифицированным». 34-летний мужчина работал в автосервисе, в этом феврале стал фигурантом уголовного дела за пьяную езду и, чтобы избежать реального срока, заключил контракт с Минобороны. В плен он попал в Луганской области.

«Вас покорили, гордый горный народ. Покорили, купили, пытками поставили в стойло. И ты пошел воевать за этих (неценз.)», – говорит ему украинский журналист. Именно такие высказывания Карпенко возмутили представителей чеченской диаспоры и известных блогеров.

Уточнение: 11 июля украинский проект «Хочу жить» сообщил, что пленные чеченцы – это 22-летний Магомед Амашаев, 49-летний Магомед Бизукаев и 34-летний Роман Бибулатов. С Киевом связались представители «Ахмата» с требованием немедленно вернуть их, в противном случае пообещав сорвать все последующие обмены, – сделать это якобы сможет «депутат Госдумы от Чечни» Шамсаил Саралиев. Перед этим, 10 июля, «министр информации и национальной политики» Чечни Ахмед Дудаев выложил 14-минутное обращение к журналисту Карпенко, назвав его «нацистским отродьем». Видео снято на фоне украинских военнопленных, которых, как утверждается, не обменяют, если чеченские бойцы не будут возвращены домой.

Не все кадыровцы чеченцы и не все чеченцы кадыровцы

Ичкерийцев и кадыровцев однозначно стоит разделять, так как они находятся по разные стороны идеологических баррикад. То, что и те, и другие являются чеченцами, – неприятная особенность, говорит блогер Ислам Белокиев, бывший спикер участвующего в защите Украины добровольческого батальона имени Шейха Мансура.

«Мы вынуждены играть по навязанному Москвой правилу «разделяй и властвуй». Кремль «купил» умы и сердца некоторых чеченцев, их руками подавляет стремление к свободе и независимости. Но такое разделение позволяет чеченцам выйти за рамки родоплеменного строя, окунуться в глобализацию и построить серьезное правовое государство, в котором непотизм будет сведен к минимуму», – заявил собеседник.

По мнению Белокиева, большая часть украинцев видит разницу между ичкерийцами и кадыровцами. Он напоминает, что Верховная рада еще в 2022 году признала территорию Чечни временно оккупированной, а значит, чеченцы не в ответе за действия оккупационной российской администрации в лице Кадырова, считает блогер.

«Ведь мариупольцы или жители [оккупированных территорий] Луганской области не отвечают за эту войну, хотя их Россия тоже мобилизует и отправляет на фронт», – привел пример Белокиев.

По его словам, журналист Карпенко тесно общается с также воюющими за Украину бойцами «Русского добровольческого корпуса», костяк которого составляют ультраправые и футбольные фанаты. Именно поэтому он мог обобщить участников войны из Чечни, не видя принципиальной разницы между ними, допускает собеседник.

Украинский журналист не обязан знать внутреннюю терминологию чеченского общества и разбираться в ней, говорит правозащитник Абубакар Янгулбаев. Ранее оппозиционные режиму Кадырова блогеры активно использовали ролики Карпенко и блогера Владимира Золкина с другими пленными в своей борьбе против главы Чечни, а сейчас критикуют его только из-за отсутствия термина «кадыровец», отметил он.

«Кстати, «кадыровцы» за последнее время стало более широким понятием, потому что в сформированные в республике подразделения активно набирают наемников со всей России. Это уже межнациональная солянка, и вряд ли этнические чеченцы там большинство», – добавляет Янгулбаев.

Рамзан Кадыров многие годы не жалел финансов и медиаресурсов для формирования личного образа «первого чеченца», и во многом ему это удалось, продолжает правозащитник.

«Оппонентам главы Чечни нужно не только бороться с его режимом, но и объяснять: да, Кадыров этнический чеченец, но не единственный и далеко не лучший. Чеченцы – это не только Кадыров, чей образ экстраполируется на всю нацию. Но будем объективны, нельзя отказывать человеку в идентификации «чеченец», «русский», «татарин» или «украинец» только из-за различий в политических взглядах», – подытожил правозащитник.

Навязанный стереотип?

Используя понятие «чеченец», Карпенко не хочет кого-то оскорбить, ему лишь важно донести мысль: чеченцы воюют за путинский режим – не все и не всегда, но воюют, объясняет в комментарии сайту Кавказ.Реалии живущий в Украине политолог Михаил Савва.

«Украинские общество к чеченцам относится позитивно. Многие четко разделяют кадыровцев и бойцов чеченских добровольческих формирований – это видно по публикациям в СМИ и постам в соцсетях. У большинства россиян, которым адресованы ролики с военнопленными, такого разделения нет, поэтому автор мог использовать более общее и привычное определение нации», – допускает собеседник.

По мнению председателя базирующегося в Европе ичкерийского движения «Единая сила» Джамбулата Сулейманова, бравший интервью журналист не понимает внутренней ситуации в чеченском обществе.

«Такой подход к проблеме не выражает мнение всех украинцев и просто недопустим. Да, против Украины воюют этнические чеченцы. Большинство из них отправляют на войну принудительно. Об этом за два года [полномасштабной войны] многократно сообщали правозащитники и независимые СМИ. Есть и те, кто едет воевать за деньги, но это социальное дно, которое есть в любом народе», – заявил общественный деятель.

В качестве примера Сулейманов приводит сторонников независимой Ичкерии, которые с 1994 года и по конец 2000-х вели войну с федералами. По его словам, никто из лидеров национального движения не подчеркивал, что против чеченцев воюют буряты, татары, дагестанцы или другие народы. Всегда говорилось, что против Ичкерии воюет Россия.

«Такой подход мне кажется правильным. Выделять среди напавших на Украину российских подразделений чеченцев – значит находиться в рамках навязанной Кремлем пропаганды», – заключил собеседник.

www.kavkazr.com

Chechenews.com 

12.07.24.