Руководство Чечни рапортует об успехах и стабильности в республике. Тем не менее именно Чечня продолжает быть регулярным поставщиком новостей о нарушениях прав человека.
Без суда и следствия выдворяются из республики родственники предполагаемых боевиков, многие предварительно подвергаются шантажу и пыткам. Широко распространена практика самосуда над подозреваемыми в преступлениях. Несправедливо осужден журналист «Кавказского узла» Желауди Гериев – его имя пополнило списки политических заключенных нынешнего чеченского режима. Большинство чеченских эмигрантов, ищущих приют в Европе, покидают родину именно по политическим причинам.
При этом Чечня входит в список субъектов федерации, где официально утверждена должность уполномоченного по правам человека. Этот пост, начиная с 2006 года, занимает Нурди Нухажиев. Ранее он был спецпредставителем президента РФ в республике, а также председателем комиссии правительства республики по обеспечению конституционных прав граждан РФ на территории Чечни.
Круг деятельности территориального омбудсмена гораздо шире, чем предусмотрено законодательством РФ. Так, последняя инициатива Нухажиева касалась защиты прав народа рохинджа – мусульманского этнического меньшинства, проживающего в Мьянме. С такой просьбой Нухажиев обратился к Верховному комиссару ООН Зейду Раад аль Хусейну.
В Чеченской республике в принципе невозможно защищать права человека.
Чаще всего аппарат омбудсмена сообщает о притеснениях прав чеченцев за пределами республики, а также о резонансных делах, в которых каким-либо образом замешаны чеченцы. В январе Нухажиев делал заявление в адрес главреда «Кавказского узла» Григория Шведова, обвиняя его в попытке пропиариться за счет фигуры Магомеда Даудова, известного как Лорд. Также он критиковал руководителя «Комитета против пыток» Игоря Каляпина, называл его провокатором и заявлял, что ему «не место в братской Ингушетии». Нухажиев даже приглашал в республику Татьяну Москалькову после назначения ее омбудсменом, чтобы та переняла опыт Чечни в правозащитной деятельности.
Опрошенные «Кавказ.Реалии» эксперты, мягко говоря, сомневаются в том, что Нухажиев может поделиться с кем-то своим опытом. Директор проекта по России и Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская отмечает, что в Чеченской республике в принципе невозможно защищать права человека в соответствии с теми стандартами, которые приняты в мире и даже в России.
«Ни журналисты, ни правозащитники не могут открыто выступать с критикой властей и озвучивать ситуации, связанные с нарушением прав человека. В республике царит атмосфера страха: люди запуганы, они боятся обращаться к правозащитникам, потому что это может привести к тяжелым последствиям», — отметила она.
Самих правозащитников тоже преследуют, и совершенно безнаказанно, напоминает Сокирянская. «Журналисты, которые едут в Чечню, подвергаются нападению, и никто не привлекается к ответственности. Член Президентского совета по правам человека средь бела дня получает тортом в лицо. В прошлые годы правозащитники и сотрудники гуманитарных организаций были убиты или пропали без вести. Эта атмосфера делает правозащитную работу невозможной», — поясняет она.
Сокирянской неизвестно ни об одном серьезном деле с нарушением прав человека в Чечне, где бы добился успеха Нухажиев. «За пределами республики – да, там он может «повоевать». Были успехи в тюрьмах, где фиксировались нарушения прав чеченцев, сейчас поступает информация, что власти Чечни пытаются разрулить конфликт в Тыве. Но то, что происходит внутри республики, преподносится как белое и пушистое. Проблем тем временем очень много. Сообщается, что сейчас в Чечне масса задержанных после двух прошедших спецопераций, многие никак не оформлены. Их родственники никуда не обращаются, просто ждут и надеются, что их отпустят», — отмечает Сокирянская.
Эксперт констатирует, что у чеченцев на сегодняшний день нет защиты ни в одном органе власти – ни на федеральном, ни на региональном уровне. «Уполномоченный же по правам человека в Чечне выполняет роль защитника прав одного человека – Рамзана Кадырова», — считает она.
Член Совета ПЦ «Мемориал», руководитель программы «Горячие точки» Олег Орлов с Сокирянской согласен. «Господин Нухажиев является последовательным, активным и эффективным защитником прав Рамзана Кадырова, — сказал он «Кавказ.Реалии». — Посмотрите статьи, публичные выступления и даже книги Нухажиева. Они посвящены исключительно великой деятельности Кадырова и обличению тех, кто позволяет говорить о нем плохо».
Ситуацией с правами человека в Чечне Нухажиев не занимается, подтверждает Орлов, при этом обвиняя независимых правозащитников во лжи и искажении фактов. «Да, он может не соглашаться с правозащитниками, может считать все, что мы пишем и говорим, неправдой, а то, что делаем, неправильным. Но в таком случае ему нужно изучить озвученные нами проблемы: сжигание домов, выселение людей, поборы с бюджетников и бизнесменов. Исследовать зафиксированные правозащитниками случаи насильственных исчезновений, убийств и пыток людей в Чеченской республике. Но этого он не делает, а лишь голословно утверждает, что все врут про режим Рамзана Кадырова», — поясняет Орлов.
Нухажиев часто справедливо обращает внимание на ситуации с правами чеченцев за пределами Чечни, в самых разных регионах, отмечает Орлов. «Все это подчас действительно требует внимания, в том числе и уполномоченного по правам человека в республике. Но ведь он должен, прежде всего, заниматься проблемами людей в Чечне, что следует из названия его должности», — подчеркивает правозащитник.
Сами жители республики в последнее время реже обращаются к уполномоченному по правам человека, полагает Орлов. «Если раньше люди, которые приходили к нам, показывали копии обращений в прокуратуру и к уполномоченному, то сейчас такое не встречается. А обращение к уполномоченному по правам человека не только бессмысленно, но и опасно. Ведь озвучивание серьезной проблемы чревато тем, что к тебе придут силовики и настучат по голове», — отмечает правозащитник.
Уход Нухажиева с этого поста не решит проблему, уверен Орлов. «Фигура последовательного и честного борца за права человека будет отсекаться на первом этапе, и будет выбрана личность, приемлемая для Кадырова и его окружения. Системной правозащитной работы в условиях установившегося тоталитарного режима ждать не стоит», — констатирует он.
Источник: www.kavkazr.com
21.02.17.