В журнале «Кавказский горец», в сдвоенном номере 2-3 (Прага, 1925 г.) эмигрировавший после Октябрьской революции в Чехию потомок имама Мансура Нарт пишет, что у него бережно хранятся: Коран, собственноручно переписанный Мансуром, его имамская печать, часть приказов и писем, написанных его рукой, знамя Мансура, впервые поднятое им в Алдинской битве, часть его одежды и оружия. У Нарта проскальзывает намек, что в его коллекции предметов хранился также подлинный портрет имама Мансура, без указания авторства. Все это наследие имама Мансура до сих пор может находиться в Праге.
Как пишет Нарт, у Мансура были две дочери — Серижа и Азхарий и сын Мисирби. Дочери умерли еще в детстве, а Мисирби дожил до преклонных лет. У Мисирби родился сын Садо, друг Льва Толстого, который неоднократно спасал будущего великого писателя от гибели. У Садо был сын Солтахан, а сыном Солтахана был Нарт.
В статье Нарта («Очерки из жизни Мансура, первого имама кавказских горцев») приводятся факты, которые не нашли отражения в трудах других исследователей. Например, Нарт описывает подробности сражения, в котором был разгромлен 5-тысячный корпус полковника Пиери.
В русских источниках пишут, что этот корпус был уничтожен не в самих Алдах, а в лесу, во время отступления. Однако Нарт пишет, что ожесточенная битва произошла в самом селении и корпус Пиери был разгромлен именно там. Кроме того, Нарт приводит подробности и обороны Анапы. Он отмечает, что кавказские горцы мужественно обороняли Анапу, но крепость пала, поскольку турки прекратили сопротивление и сдались. Имам Мансур попал в плен раненым.
Статья Нарта очень интересна и познавательна, и должна быть известна чеченскому читателю. Кроме того, нашим архивным работникам следовало бы предпринять в Чехии поиски реликвий и документов, оставшихся после имама Мансура.
Хасан Бакаев
Chechenews.com
25.02.2020.