Я помню грохот в это утро, не похожий на что-либо, что я слышал ранее — скрежет металла и грубый рёв моторов: Петропавловское шоссе было недалеко от нас и с раннего утра были слышно как двигалась колона бронетехники в сторону центра города. Потом были слышны взрывы и суета людская.
Родители напрочь запретили нам выходить со двора, а меня разрывал интерес изнутри и, чтобы хоть как-то быть в курсе происходящего, в надежде увидеть что-нибудь, залез на крышу своего дома. Однако мне ничего не было видно -был слышен лишь грохот уже идущего боя.
Потом в сторону аэропорта начал кружится самолет и с территории аэропорта начали по нему стрелять, может было зенитное орудие Зу-23, называемое в простонародье «зениткой» или «шилка» — тогда я еще не умел разбирать эти звуки. Самолет пошел на пикирование и в этот момент в него попали. Он даже успел выпустить ракеты, а затем мертвым грузом спикировал к земле и разбился.
Мне так сильно захотелось побежать туда и посмотреть на груду металла, которая только что была самолетом, но меня тут же согнали с крыши и запретили выходить на улицу! Уже вечером приехал дядя и рассказал о бое, который был в центре города, о мертвых, о разорванных телах и горящей технике, но это был рассказ напуганного или подавленного человека, в голосе была некая злость от того что эта колона приехала убивать нас, чеченцев, и что на броне с ними с русскими солдатами были такие же чеченцы как и мы. Осознать тогда, что чеченец вот так просто может сесть на бронь русского танка и приехать на нем спокойно убивать таких же как он, чеченцев, люди были не в состоянии — это было что то из области фантастики!
Весь вечер и всю ночь я следил за новостями в телевизоре, и из 13-ти летнего подростка в один миг стал взрослым, интересующимся новостями человеком, который с замиранием сердца следил за происходящимися событиями и с ужасом смотрел на разбитую колону и мертвые тела.
В этот момент неосознанно для меня закончилось мое детство и больше никогда не возвращалось, в этот момент я начал понимать слова двоюродного брата отца Мурада, многие его знали по позывному Киборг, когда он учил меня быстрой разборке/сборке автомата приговаривая «х1ар хьуна ца эшахь, са б1аьрг бакх мегар ду хьуна»(«если это тебе не понадобится, можешь мне выколоть глаз»).
В этот момент я, как впрочем и остальные, понял, что началась война, но насколько она затянется и насколько она будет ужасной никто из нас даже не мог себе представить, как и то, что заберёт у каждого из нас эта война.
22 года с тех пор прошло, мы видели ещё несколько вторжений в наш край, видели варварскую войну со стороны России. Видели террор с их стороны, не прекращающийся ад, в котором люди как то приспосабливались и пытались находить позитивные нотки, чтобы вконец не сойти с ума.
Россия, устроив геноцид над чеченским народом, уничтожила большую часть активного населения моего народа и, купив часть из нас, пытается сегодня переписать нашу современную историю… Но уничтожить «под ноль» и переписать историю в угоду победителя у России не получается и не получится никогда, потому что внутренний стержень чеченского народа невозможно сломить — это под власти только Создателю а не заседятелям Кремля и уж тем более кремлевским опричникам.
Вай т1амехь д1а мел кхелхина болу йижри а вежари Аллах1о декьала бойла, зе зулам хилларш эзар балех хьалха боьвла хийл!
Дог ойла йохи ма хьовзалиш, толам Аллах1ехь бу
Муса Ломаев
Источник: nohchicho.com
Chechenews.com
27.11.16.