Главная » Все Новости » Главная новость » «Насильственное голосование». Как в оккупационной Чечне выигрывал Кадыров

«Насильственное голосование». Как в оккупационной Чечне выигрывал Кадыров

В Чечне, в отличие от других регионов, не зафиксировано ни одного нарушения на избирательных участках. На «Карте нарушений» движения в защиту прав избирателей «Голос» (признано в России иностранным агентом. – Прим.ред.) нет сообщений о происшествиях. Означает ли это, что Чечня стала регионом с самыми прозрачными выборами в стране?

В регионе нет отделения движения и наблюдателей, указывает член совета движения «Голос» Виталий Аверин.

«Кто же вам будет сообщать о нарушениях, если некому? Могут, конечно, сообщить и простые избиратели, но, как вы видите, таких смельчаков не нашлось, а то ненароком пришлось бы извиняться перед султаном Кадыровым», — говорит Аверин.

Эксперт отметил, что похожие на Чечню «электоральные султанаты», такие как Дагестан и Татарстан, всё же отличаются от «вотчины Рамзана Кадырова».

«Из Дагестана информация поступает, из Татарстана — тем более, ибо Татарстан — это столичная, европейская и образованная Казань, там как раз сильное наблюдательское сообщество и вообще развитый третий сектор. А в Чечне на президентских выборах в 2018 году наблюдатели из Москвы и других регионов отмечали, что на участках, попавших под контроль, явка достигала показателей в 40-70% при традиционных для республики 90% и более», — объясняет Аверин.

Член избирательной комиссии в одном из районов Чечни на условиях анонимности рассказала Кавказ.Реалии, что практически единственными избирателями на их участке были бюджетники, военные и члены провластных общественных организаций.

«Кто-то сам пришел, кого-то привезли, но это были люди, зависимые от работы и руководства. Некоторые думают, что начальство точно узнает, за кого они поставят галочку. Не прийти на выборы они не могли, это было обязательно. Голосовали за Кадырова и Делимханова, а когда выходили на улицу, я слышала, между собой его [Кадырова] проклинали».

Менеджер крупной компании, работающая в центре Грозного, рассказала, что сотрудников их фирмы не заставляли голосовать, и она сама не ходила на избирательный участок.

«У нас не обязательно голосовать, главное, чтобы в целом народ был. Чиновники обеспечили явку бюджетниками, которые катались по республике с утра до вечера. Аж жаль их. Я слышала, что людей катастрофически не хватает, настоящая явка почти нулевая. И нарушений нет. Это очень смешно. Кадыров — 99%, Делимханов — тоже почти 150%», — возмущается управляющая.

Еще одна жительница Грозного поделилась с Кавказ.Реалии ощущением нарастающей тревожности.

«И социальная, и политическая обстановка такие, что во мне назревает желание дать деру из этой республики, хотя ещё несколько месяцев назад даже не думала об этом», — говорит респондентка.

Любой адекватный, кроме Кадырова

Оппонентами Кадырова на выборах главы региона в этом году были бывший мэр Грозного Иса Хаджимурадов и один из депутатов чеченского парламента Халид Накаев. Хаджимурадов получил 0,15% голосов, а Накаев — 0,12%.

Оппозиционный чеченский телеграм-канал 1ADAT сообщал со ссылкой на своих читателей, что голосование проходит с массовыми фальсификациями, «каруселями», что одних и тех же людей возят весь день по разным участкам для принудительного волеизъявления в пользу административных кандидатов.

Представители 1ADAT рассказали, что, по их данным, многие жители Чечни считают выборы фиктивными, именно поэтому не идут на участки.

«Голосование прошло так, как оно и должно проходить, когда этого самого голосования нет по факту. Не народ ставил Кадырова, не народ его выбирает. Кадыров — наместник Кремля, так что эти «выборы», понятное дело, фиктивны, — сообщили Кавказ.Реалии представители канала. — Как и всегда, для махинаций использовали бюджетников, а именно «карусель» с их участием».

По словам блогеров, никакой политической жизни в республике нет, «всегда голосуют за «Единую Россию», а кандидаты от других партий также являются кадыровцами».

«Мы с вами наблюдали очередную театральную постановку, высмеивающую демократию. Даже «независимые наблюдатели» были кадыровцами и не стеснялись кричать свой лозунг», — отмечают представители 1ADAT.

Блогеры утверждают, что сообщений о конкретных нарушениях с указанием определенных участков к ним не приходило.

«Нам писали о картине в целом, без упоминания конкретных мест. Когда абсолютно все это действо является сплошным недоразумением, люди даже не утруждают себя сообщениями о частных нарушениях, — подчеркнули представители 1ADAT. — Наш флэшмоб в поддержку Хаджимурадова носил саркастический характер (канал призывал голосовать за него. – Прим.ред.). Мы хотели показать, что народ готов поддержать почти любого адекватного человека, лишь бы не было Кадырова. Но Хаджимурадов удалял страницу в инстаграме, закрывал комментарии и завершал эфиры, если народ начинал высказываться в его поддержку».

Представители 1ADAT утверждают, что «эта власть настолько преступна и слаба, что боится даже самих себя».

«Конечно, нашлись и те, кто реально голосовал за него, не поняв сарказма, мы публиковали такие сообщения и фотографии, но мы не поощряем такое и сразу заявили, что нельзя вообще участвовать в этих «выборах», — подчеркнули блогеры.

Табуретка, лестница или лопата

Политолог Руслан Кутаев напомнил, что еще восемь-десять лет назад власти Чечни старались создать видимость настоящих выборов, а сейчас не утруждаются даже этим.

«Потом в этом необходимость отпала. Теперь даже не говорят: «Приходите на выборы». Сами рисуют любую цифру, какую хотят, никто это не оспаривает. Но нынешние выборы особенные. Я вижу, насколько ослабла эта трусливая власть, насколько она осознает, что у нее нет поддержки населения. Поэтому они решили вывести людей принудительно и показать, что народ голосует. Это истерика и безысходность власти. Это в равной степени касается и Москвы, и Кавказа. Эти выборы для меня как лакмусовая бумажка показывают отношение власти. Она перепугана», — уверен Кутаев.

По его мнению, рекомендации «Умного голосования» Навального, поддержавшего Хасмагомеда Дениева от КПРФ, оказались бесполезны.

«Может быть, рекомендации Навального сработали отчасти в Дагестане и Северной Осетии, но в других регионах Кавказа они оказались неактуальными», — подытожил Кутаев.

Политолог уверен, что российским спецслужбам и руководству страны в целом искренне интересно, что же на самом деле происходит в Чечне.

«Я не сомневаюсь, что ФСБ контролирует и фиксирует весь процесс. Они хотят увидеть, что стоит за нынешней чеченской властью. Для Кадырова и его окружения это тоже своеобразный экзамен, поэтому мобилизованы все ресурсы. Но это не выборы, а насильственное голосование. Выбора не было, выбирать было не из кого. И это исторически повторяется в Чеченской республике», — рассказывает Кутаев.

Ситуация, когда конкуренты административного кандидата призывают своих избирателей голосовать за него вместо себя и страшно боятся, что кто-то их поддержит, для Чечни не нова, считает Кутаев. Для кандидатов-спойлеров большая проблема, если за них кто-то голосует, потому что в дальнейшем кадровая перестановка будет такой, что «этот человек исчезнет из списка должностных лиц, и не исключено, что и из списка живых».

Кутаев считает, что наличие любого самостоятельного кандидата в Чечне пробудило бы интерес к выборам.

«Если бы независимые табуретка, лестница, или лопата пошли на конкуренцию с Кадыровым, то люди бы активно голосовали: среди населения республики велик внутренний протест, такой прессинг власти, как сейчас, ломает людям психику. Я уверен, такие кандидаты появятся рано или поздно и люди повалят на участки, чтобы отдать голос за правду, справедливость и будущее», -подчеркивает Кутаев.

***

Рамзан Кадыров возглавляет Чеченскую республику с 2007 года. За это время правозащитники из России, США и Евросоюза неоднократно отмечали катастрофическое положение дел с правами человека в регионе. Появлялись сообщения о внесудебных казнях на территории Чечни и преследованиях представителей ЛГБТ. Кадыров и его окружение эти обвинения в свой адрес отвергают.

В прошлом году США внесли Кадырова в санкционный список за серьезное нарушение прав человека. Санкции распространяются также на его супругу Медни Кадырову и дочерей Айшат и Карину Кадыровых. Санкции предусматривают, в частности, запрет на въезд в страну и деловые контакты, а также заморозку активов на территории Соединенных Штатов. Ранее в отношении Кадырова были введены экономические санкции.

www.kavkazr.com

Chechenews.com

21.09.21.