Александр Моисеевич Пятигорский (р. 1928) — востоковед, философ, писатель. В 1973 году эмигрировал из СССР. С 1974 года живет в Лондоне. В этом году издательство «Новое литературное обозрение» планирует переиздание сборника прозы, а также перевод монографии «Who’s Afraid of Freemasons? The Phenomenon of Freemasonry» (London, 1997).
Александр Моисеевич Пятигорский: «Надо убить сначала всех, а потом заниматься пацифизмом. Такова метафора новой политической философии. Ты согласен, да? Но в то же время я выступаю за какую-то гармонию. И это соответствие человека и мира неразрывно связано с моим представлением об этногенезе.
Когда чеченцы стали жить в своих тесных ущельях, тогда еще не было ни древних германцев, ни римлян, ни античных греков — никого. И впоследствии никакие мимопроходящие монголы, тюрки, индоевропейцы с севера и с юга не смогли чеченцев выгнать оттуда. Даже Сталину это не удалось, ибо Хрущев вернул наказанный народ на его место жительства». Из работы докторанта Института востоковедения Российской академии Наук. З.Х.Ибрагимовой:
« …. во всей Евразии только у чеченцев и англичан генетический показатель нуклеотидной замены G 6 N16336 не равен нулю, у чеченцев он самый высокий 0.154, а у англичан составляет 0.014, у всех остальных народов он равен 0.0000…. . (академическим критикам нашей работы «Древняя Англия и чеченцы» 1997-го года — А.Д.М.)
…. писал в XIX столетии майор Властов: «… Сходство некоторых чеченских слов с латинскими, немецкими и английскими поразительно. Скажу более: я нашел в чеченском языке формы, встречающиеся только в образованнейших языках древнего мира. Я говорю об употреблении дательного с причастием и двух дательных независимых с причастием, которые согласованы с одним из них». ….
Оригинальные бронзовые манжетовидные браслеты из тонкого гладкого листа, найденные у аула Сержень-Юрт (Чечня) не имеют аналогий ни в ближайшем культурном окружении, ни на Кавказе вообще. Их цилиндрический контур с острыми отогнутыми наружу краями отдаленно напоминает лишь западноевропейские браслеты из ранних памятников унетицкого круга. Это самые поздние отзвуки связей Северного Кавказа с культурами средней бронзы Центральной Европы. Перстни с двойными спиралями – одно из проявлений влияния ранней культуры Средиземноморья на Северный Кавказ через Центральную Европу (15; с.99; 115). ….
…. географ Риттер, уже в XIX веке полагал, что «… род людской мог расселиться по земному шару только из Кавказа, как центра своего…». Предания о выходе из страны Азов сохранилось даже в древних скандинавских сагах, где часто говорится о стране «Азов» и городе Азов, жители которых перенесли с юга язык, религию, сказания старой Скандинавии (16; с.2).
Одним из первых высказал эту догадку майор Властов: «Чеченцы племя индоевропейское, их родство с народами германского происхождения не подлежит сомнению. При некоторой смелости их даже можно назвать потомками крестоносцев» (5; с.689)».
О ПРАЯЗЫКЕ ДРЕВНЕГО МИРА.
Хан-паша Чулаев, 2014г. г.Грозный
Посвящается Вячеславу Всеволодовичу Иванову
Мы простыми словами хотим изложить концепцию праязыка древнего мира времен неолита, который оставил следы в очень многих современных языках. Среди современных языков есть языки сильно изменившиеся, т.е. прогрессировавшие. Но есть язык менее всех других подвергшийся изменениям и наиболее близкий к этому первому международному праязыку времен неолитической революции. Похожие слова в разных языках обнаруживаются специалистами уже давно. Но язык наиболее близкий к праязыку времен Ноя должен обнаруживать в себе корневые связки, которых нет в других. Эти корневые маркеры позволяют не просто обнаружить похожие слова, но показать то, что именно из данного центрирующего все другие языка слова попадали в языки, подвергавшиеся наибольшим изменениям.
На чеченском языке дед-деда буквально переводиться как «отца отец», а деверь как «отца родственник».
В нахских языках т.е. в чеченском и ингушском (вместе с бацбийским и ныне уже исчезнувшими хурритским и урартским) местоимение «я» звучит как ас-аз как это и было ранее в древнерусском. Древнерусское вервь-род и поныне в чеченском имеет аналог наиболее близкий к праоснове т.е. верс-родственник, а вар-род. На чеченском «снег есть» т.е. существительное с соответствующим классным показателем глагола звучит как устойчивое словосочетание: ло ду! В русском это словосочетание в соответствующей форме классного показателя очевидно в корневой основе слова лёд.
Это доказывает движение из чеченского в русский, но никак не наоборот т.к. русские слова образуются как уже устоявшиеся конструкции из составных частей имеющих смысл только по отдельности в чеченском: дад-да-отец, де-отца, верс-родственник, ас-аз-я, ло-снег, ду-есть и т.д.. (Основа де-да и в до-делаю, и в дей-день и в целом массиве однокоренных слов чеченского).
В чеченском утро-вечер это уьйре-суьйре т.е. это однокоренные слова соответствующие хурритской связке хур-сур. Во французском по отдельности мы можем наблюдать (как и в других романских) суар-вечер. У индусов Сурья-бог солнца. У осетин хур-солнце, а у англичан оьрли-рано (утром). Чеченская нахская корневая связка однокоренных уьйре-суьйре (утро-вечер) центрирует эти разрозненные слова внутри индоевропейских языковых групп. Ког-куьг-кар связка означающая на чечнском нога-рука-в руки. Чеченское ког (нога) легко переходит в корень русского –ног-, но связка нога-рука уже не является связкой однокоренных минуя чеченский вариант с обратным прочтением кар-рук и куьг-рук от ка-рука и возможность (ср. английское can и древнеегипетское ка). И таких примеров тысячи!
В лингвистике есть представление о скорости изменения языка т.е. глоттохронология Сведоша утверждающая, что язык в среднем за тысячу лет должен обновляться на 15-20%. Но в истории известны примеры когда почти на 90% язык обновлял свою основу за неполные 200 лет (пример с переходом викингов Нормандии на нормандский диалект старофранцузского т.е. за два века из почти норвежского получился диалект французского). Это правило – «глоттохронология Сведоша»- как средняя температура по больнице.
Ещё в начале 90-х в Академии Наук ЧР Сулейман Джамуханов нашедший более 2-х тысяч общих слов между чеченским и английским рассказывал нам о том, как из-за норманнского завоевания древнеанглийский язык утратил свою падежную основу и стал беспадежным (за два столетья!). Даже структура языка может трансформироваться такими быстрыми темпами, которые не учитывает правило Сведоша. Есть и обратные примеры: слова Авраама – «Тоха латта и бала Азер» и надпись урартийцев об основании Еревана-Эрибуни на чеченском и ингушском понимается гораздо лучше, чем современными русскими «Слово о полку Игореве», хотя у нахских примеров дистанция почти в 3 тысячелетия, а не девять веков (как в последнем случае, со специальным переводом «Слова..»).
Консерватизм нахских языков идет рука об руку с социальным контекстом. Чеченцы и ингуши так и не перешли от общинной формы к феодализму, в отличие от большинства своих соседей по кавказскому региону. Архаизм языка и архаизм форм общественного устройства в данном случае оказались взаимосвязанными. Ведь в истории элита часто оказывалась этнически чужеродной, и процесс её адаптации приводил к изменениям в языке. При этом исследования мтДНК (Насидзе) показали большую близость чеченцев с британцами, чем даже с народами Дагестана, имеющими близкие с нахами отцовские ДНК, находящиеся по близости географически, в одной языковой группе (!), но успевшие пройти стадию феодальных отношений в отличие от вайнахов (т.е. чеченцев и ингушей).
Кроме глоттохронологии можно подвергнуть пересмотру и традицию с изображением в серьезных учебниках по лингвистике схем похожих на некое «Древо языков». В реальности даже аналог этой схемы в биологии не утверждает то, что самые архаичные формы – это обязательно уже вымершие. Простейшие микроорганизмы, находящиеся в основе ствола биологического древа и сегодня имеют место в виде простейших амеб и сине-зеленых водорослей переживших динозавров. А в языке нам внушают то, что ствол «Древа языков» это сплошь вымершие языки шумер, урартов или хурритов. Хотя чеченский язык обнаруживает большую архаичность, чем даже язык алародиев т.е. урартийцев (по результатам исследований в работах Мусаева З. и Бакаева Х. «Выходцы из Шема-арие» г.Грозный 2014г.).
Было бы более подходящим изображать не «Древа языков», а разноуровневую концентрированную схему в центре которой оказываются нахские языки.
Самоназвание чеченцев нах-народ, люди, нохчи возможно как то связано с именем Ноя-Ноаха! Это отнюдь не означает того, что все языки произошли от чеченского. Но куро-араксинцы предки хурритов, урартийцев-алародиев, чеченцев были в центре неолитической революции древнего мира. Именно благодаря передовым технологиям от них люди палеолита заимствовали как сами эти технологии, так и их язык, даже не являясь их прямыми потомками.
Никто из серьёзных ученых не будет оспаривать роль региона расселения предков хурритов (к северу от Шумерии) в появлении первых навыков земледелия, металлургии и других неолитических инноваций, перевернувших первобытный уклад всего человечества. Об этом писалось уже неоднократно и Закриевыми, и С.-Х. Нунуевым, и многими другими авторами (см. в Сети «Зов Сеннаара» и «Моисей выводил из Египта чеченцев»).
Современная генетика доказала, что ни мужские, ни материнские ДНК не прослеживаются как общие для хурритов-нахов и у китайцев. Чеченцы не являются предками китайцев, но почему то слово вода (хэ, хи, хы), слово кровь (ци), чистый (цен,цзин) и многое другое натолкнули на создание Старостиным теории сино-кавказской языковой общности!
Старостин не на пустом месте создал свою теорию родства нахских, кавказских языков с китайскими и с языками атапасков (индейцев Северной Америки). Эти народы заимствовали язык без серьёзного заимствования генов кавказцев (последних там обнаруживается мизерное количество). Аналог этому можно увидеть в примерах распространения латыни и романских языков: бразильцы не являются в основе потомками жителей деревушки с болотистого берега Тибра. Индия говорит на английском языке, как и полмира сегодня, так же не являясь потомками англов. Просто роль и перевес в технологиях неолита древних выходцев с Кавказа и Передней Азии были настолько велики, что в древности люди переходили на язык пришельцев изменяя и его. Только от хурритов и нахов , а не наоборот, могли попасть топонимы Ларс-Ларса, Лат-Латвия, Кала-Гхал (Руслан Бакаров), Берд-Берг,Корт, Итон, Акка к европейцам,семитам и тюркам. Об этом мы пишем с 1997-го года.
Внутри индоевропейских языков центрируются те же корневые основы, что мы наблюдаем и в сино-кавказском языковом массиве. Это не значит, что Старостин неправ абсолютно. Это означает только лишь неправомочность исключения кавказских языков из числа ностратических. Чеченское цен-чистый в китайском цзин, но в латинском это же и сен-(от чистого) святой! Хи или хы – вода на чеченском, и хэ-на китайском, но хидрос-греческого, и Хиндукуш (водороздельный хребет буквально с чеченского и Хинд по Мусаеву Зелимхану) не означают китайского происхождения греков и латинян! Кстати, слово центр в чеченском имеет множество значений и не может быть заимствовано: это и корень ц1е — огонь, и имя, и дом, и очаг, и основа множества близких по смыслу слов. Не только ветвление, но и поглощение одним наиболее успешным языком других делают схему «Древа языков» не всегда оправданной. А в случае с английским вместо ветвления имело место как раз обратное т.е. поглощение как минимум пяти языков (падежных) с их преобразованием в новый гибрид (беспадежный английский наших дней).
Генетика сравнительно поздней (чем то сама гаплогруппа Урсулла в целом) мтДНК гаплогруппы U5 (куда входят чеченцы, ингуши, даргинцы, англичане, поляки, норвежцы, саамы, русские !!! и т.д.) и отцовские гаплогруппы макросемьи J и I, являвшие в неолит общую макросемью самых европейских гаплогрупп из всех (на тот момент) отлично коррелируют с нашими выводами. А отчуждение нахских и кавказских языков от ностратических даже на уровне анторпологии Блюменбаха можно подвергнуть разгромной критике. Мы только можем предположить что самой кроманьонской макрогруппой являлась макросемья J-I среди мужских ДНК. МтДНК Хелен и Урсула являются такими же кавказскими в своей основе.
Сино-кавказская гипотеза выкинула как мусор яфетическую теорию Марра. В науке недопустимо так пренебрежительно относится к предыдущим наработкам, иначе каждое поколение ученых будет с нуля «изобретать велосипед». И Марр, и Блюменбах по своему были правы, и их работы надо было учитывать. Несмотря на некоторые их ошибки в основе они были правы. Генетика наших дней подтвердила эти идеи (см. газета «Известие» 20 апреля 2010 г. «Европейцы спустились с кавказских гор» о работах уфимских генетиков во главе с Эльзой Хуснутдиновой).
Известно, что славяне клялись именем Велеса, которого российские ученые связывают с литовским и чешским велнисом т.е. духом преисподни. Они же утверждают, что корень вел означал в древности «смерть». Но в чеченском и сегодня вел-вал означает умереть (см. Лермонтов «Валерик» или точнее Валарг-хи т.е. «речка смерти», или Вальгхалла, что на чеченском означает Смерти-город). Славянские вина, вира, Вий имеют тот же смысл и в чеченском! Чеченское мил-мал означает «пить», отсюда милк-молоко у европейских народов. Насколько сильным должно было быть влияние нахского языка в древности, если китайцы и европейцы заимствовали у носителей первых неолитических технологий понятия вода, кровь, рука, нога, лёд, семя, свет!!!
В индоевропейских мы находим не просто похожие слова, но в соответствующих чеченским классные показатели!!! Карбон от кор бу (уголь есть в соответствующей форме глагола есть в чеченском), точно так же и урбанистический от урам бу т.е. улица есть, или лёд от ло ду-снег есть, чара бу-ра ба-рыба на чеченском, алаш ду — и лошадь (даже при тюркской обработке, хотя связь тюрок с хурритами сегодня уже очевидна, в русский попадает классный показатель ду в виде окончания дь в лошадь) и таких примеров масса!
Сами фамилии чеченцев Бажаевы, Радуевы, Расаевы,Арсаевы,Орцуевы (ср. немецкое Арц с тем же смыслом, что и в нахских) говорят за себя! Немецкое Tandeln-флирт или баловство, на чеченском тот же флирт в нецензурной форме, что ещё в 19 веке поразило майора Властова в книге «Война в Большой Чечне» выразившего удивление от перехода целых групп словосочетаний чеченского языка в соответствующих падежных формах в европейские языки.
Ранее мы уже писали о Якубе Вагапове упомянувшем параллели деба-йеба т.е. «размножение» в чеченском и ингушском, ху-«семя» и хусам-«семья» (то же в норвежском!). Английские слова базовой лексики хед-хе, бэк-букъ, нап-наб, до, дей, дад, лие, гоу -г1о, вент-веан-те, ви-вей-вай, диг, сии-са-зе, цзер-цер, дик и многие другие имеют тот же или близкий смысл в чеченском. И таких примеров тысячи! Сами этнонимы с хуррито-шумерскими корнями Ангус-Ангуш (от которого и происходит наименование ингушей), Сасанах (этноним древних англов о чем мы детально рассказали в «Древней Англии и чеченцах»), самое массовое имя царей Урарту-Руса(!) напрашиваются на сравнения с европейскими более поздними аналогами.
Были и более поздние включения нахской лексики, но по большому счету можно говорить о чеченском и ингушском языках как реликтовых, как о языках наиболее сохранивших тот первый язык международного общения времен неолитической революции.
Чеченцы, ингуши и бацбийцы (чеченцы Грузии) были как бы законсервированы, избегли влияния прогрессивных процессов включая в основе даже рабовладение и феодальный строй. Этот наш архаизм далеко не превосходство, но констатация факта. Поэтому мы считаем нахские языки (чеченцев и ингушей, или вайнахов, о которых говорили и Марр, и Вяч.Вс.Иванов, и Старостин,и Пятигорский, и совсем недавно Сатановский) достойными звания памятника Всемирного наследия человечества! Мы просим считать нашу работу обращением в ЮНЕСКО с этим предложением. Нахские языки имеют общечеловеческое, а не только региональное значение!А российским ученым можно было бы принять используемую во всём остальном мире терминологию обозначения европеоидной белой расы как кавказской.Об уважении к труду Блюменбаха и к принятию такого решения мы пишем уже 17 лет.
На нас долг сделать Ислам духовной скрепой всего этого глобального мира, потому что Ислам самая близкая к науке религия, несмотря на то, во что она превращена сегодня. Признание этого факта миром заменило бы все бомбардировки и военные операции.(В Исламе в отличии от библии несмотря на нынешнее состояние мусульман есть Хадисы:Знание-ключ к вратам Рая (заметьте-знание!); Один час проведённый в получении полезных знаний лучше целой ночи проведённой в молитве (целой ночи!!!);Один учёный лучше тысячи неграмотных богомольцев; Идите за знаниями даже в Китай (в те времена в Китае не было исламских знаний);За ученика идущего молятся молятся и муравей в своей норке и кит в огромном океане, и если он погибнет на пути к знаниям-он Иншаалах будет шахидом;Калам выше меча (калам-письменная трость).Исламский мир слишком далеко ушёл от Ислама, ведь само слово — Ислам — от корня салам т.е. мир, а мы видим войну всех против всех в нашей умме. Но это другая тема).
И ещё: «К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут-Мартаном.
Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов…»
Источник : «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959, Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154.
Докладная записка ген.-м. Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»
Альберт Мачигов
Автор блога 22 сентября 2015
Ärsbin Abu-Bakr
Chechenews.com
11.10.19.