Российская организация, основанная Андреем Сахаровым, обвиняется правительством, среди прочего, в «поддержке экстремизма», — пишет журналист Le Figaro Ален Барлюэ.
«В 1937 году прадеда поэта и литературного критика Льва Оборина постигла участь сотен тысяч жертв Большого террора. Василий Оборин, революционер из левой оппозиции, настроенный против Сталина, вместе с женой был приговорен к 20 годам лагерей за «троцкизм».
Обоих отправили на Колыму на Дальний Восток России. (…) 19 марта 1939 года Василий Оборин был расстрелян и присоединился к погребальной когорте «архипелага ГУЛАГ». Но его правнук узнал об этом только спустя десятилетия, в начале 2000-х годов», — говорится в статье.
«Только тогда Лев Оборин и его семья получили информацию о задержании, расстреле и похоронах своего деда. Его имя значилось в списке из 3,5 млн жертв сталинских репрессий, составленном НПО «Мемориал»*. Столь монументальную работу, направленную на то, чтобы вернуть лицо и историю зекам — населению лагерей — выполняет неправительственная организация, чья судьба будет решаться в четверг, 25 ноября, в суде Москвы.
Российские власти подали на нее жалобу 8 ноября и потребовали ее «ликвидации», этот официальный термин обладает страшным историческим резонансом, обвинив ее в несоблюдении административных ограничений, связанных с ее статусом «иностранного агента», присвоенным ей в 2016 году, и, что еще более серьезно, в поддержке «экстремизма и терроризма», — указывает автор статьи.
«Подобные обвинения руководители «Мемориала»* и его защитники считают «абсурдными» и «недействительными», тем не менее, они подпадают под репрессивную логику, развернутую в последние месяцы российскими властями против независимых СМИ, свободы слова и либеральной оппозиции. «Это, как если бы вы рисковали получить двадцать лет тюрьмы за то, что перешли улицу не по пешеходному переходу», — считает Татьяна Глушкова, один из юристов команды «Мемориала»*.
В частности, НПО обвиняется в том, что не были добавлены слова «иностранный агент» к некоторым ее книгам и документам, как того требует сей позорящий статус. «Мемориал»* отвергает такое обвинение, заявляя, что это были книги, напечатанные до введения запрета, что с тех пор ошибка была исправлена и что за эти административные нарушения было выплачено около 30 штрафов», — продолжает журналист.
«Прежде всего, прокуратура Москвы, изучив некоторые из публикаций НПО, критикует ее за «оправдание деятельности экстремистских и международных террористических организаций». (…) НПО в ответ утверждает: «Признание человека политическим заключенным не означает ни согласия «Мемориала»* с его мнением, ни одобрения его заявлений или действий».
«В последние годы «Мемориал»* подвергался все большему давлению, потому что эта организация, как кость в горле, напоминает о прошлом, от которого никуда не деться», — подчеркивает Лев Оборин. О прошлом, которое к тому же противоречит безупречной патриотической истории, пропагандируемой в высоких кругах. «У нас до сих пор нет должной оценки преступлений советского режима, виновные не названы, — отмечает Ян Рачинский, председатель правления «Международного Мемориала»*. Деятель организации утверждает, что «в любом случае работа будет продолжена».
(…) «Но если нож гильотины действительно упадет, то это означало бы заметный регресс в истории российского гражданского общества. «Мемориал»* появился на свет в 1987 году в одном из неформальных клубов, рожденных во времена перестройки, официально он был основан в конце января 1989 года и затем был зарегистрирован благодаря поддержке Михаила Горбачева. Первым почетным председателем был академик Андрей Сахаров (1921-1989)», — пишет Le Figaro.
(…)»Сейчас «Мемориал»* представляет собой движение, объединяющее более 50 организаций в регионах России и за рубежом, в частности, во Франции, Германии, Бельгии и Италии. (…) За прошедшие годы члены движения подверглись многочисленным угрозам, похищениям (Олег Орлов в Ингушетии в 2007 году), осуждениям (историк Юрий Дмитриев приговорен к 13 годам лишения свободы, в прошлом году в Карелии) и нападениям, иногда со смертельным исходом, как это произошло с ее представителем в Чечне Натальей Эстемировой в 2009 году», — говорится в публикации.
«Я также опасаюсь, что если «Мемориал»* станет мишенью, то это будет лишь вопросом времени, после чего оставшиеся субъекты гражданского общества в России также станут мишенью», — предупредила на прошлой неделе Мэри Лолор, специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников. Свою поддержку выразили многие известные личности, в том числе Нобелевские лауреаты премии мира Михаил Горбачев и журналист Дмитрий Муратов (…). Но будут ли услышаны эти голоса при нынешней ситуации в России?» — задумывается Ален Барлюэ.
* — некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Chechenews.com
24.11.21.