Скандал с задержанием в Дагестане начальника чеченского управления МЧС Алихана Цакаева продолжается вторую неделю.
Несмотря на заявление Рамзана Кадырова о «провокации» со стороны силовиков и желание привлечь их к ответственности, в отношении Цакаева провели проверку, результаты уже передали в Следственный комитет.
Чем известен высокопоставленный одноклассник главы Чечни, какова вероятность, что на него заведут уголовное дело, и как произошедшее может повлиять на отношения двух республик?
Алихана Цакаева задержали 14 апреля на контрольно-пропускном пункте «Герзельский мост» в Дагестане на границе с Чечней. Согласно версии управления МВД по Северо-Кавказского федеральному округу, водитель иномарки двигался по встречной полосе, отказался предъявить документы, обматерил силовиков, а затем попытался скрыться.
Остановить машину во второй раз удалось только с помощью специального средства – так называемого ежа, а доставали и задерживали Цакаева сразу семеро правоохранителей. Согласно данным из нескольких источников, глава чеченского МЧС был пьян, официально это не подтверждено.
«Правонарушитель продолжил вести себя неадекватно и агрессивно, высказывая угрозы в адрес сотрудников полиции. В отношении него были применены физическая сила и специальные средства (наручники). В свою очередь, злоумышленник нанес несколько ударов правоохранителям», – сказано в сообщении управления МВД по СКФО. Цакаев якобы ударил ногой в живот 26-летнего старшего сержанта, а 33-летнему старшему лейтенанту попал в колено, пишет телеграм-канал Baza.
История действительно громкая, соглашается защищавший оппозиционных активистов адвокат Дмитрий Захватов. Но он сомневается, что Цакаев понесет наказание.
«Максимум, что в МВД могут сделать, – собрать свидетельства, снять повреждения [полученные полицейскими], видео с камер наблюдения. Но силовики в очередной раз утрутся – у Кадырова есть ресурс. Даже если бы Цакаев весь блокпост расстрелял, его бы отправили на «СВО» («специальная военная операция» – так власти РФ называют войну против Украины. – Прим. ред.)», сказали бы, что будет искупать кровью. А сам сидел бы на даче у Кадырова, попивая вино», – говорит адвокат.
От ареста главу МЧС по Чечне уберегли приближенные Кадырова, в том числе упоминается Абузайд Висмурадов, заместитель председателя республиканского правительства, который учился в том же классе, что и Кадыров с Цакаевым. Чеченские росгвардейцы (по другим данным, бойцы спецназа «Ахмат») прибыли на «Герзельский мост»; угрожая силовикам оружием, они избили одного из них и дали Цакаеву уехать домой на своей машине, сообщает Baza. В свою очередь, глава чеченского МЧС пообещал всех, кто его задерживал, «поставить на колени и [неценз. изнасиловать]«, пишет телеграм-канал со ссылкой на одного из правоохранителей.
По приезде чеченские силовики составили в отношении Алихана Цакаева протокол о нарушении правил дорожного движения – будто это произошло на территории Чечни, пишет «ВЧК-ОГПУ».
Кадыров выступил в поддержку одноклассника. На его призыв «гнать из структур с треском» силовиков, которые якобы незаконно задержали Цакаева, глава Дагестана Сергей Меликов напомнил, что КПП «Герзельский мост» находится в федеральном подчинении, и призвал «перестать информационно подогревать ситуацию».
Послужной список Цакаева
Скандал с начальником чеченского управления МЧС поставил в сложное положение многих чиновников, силовиков и сразу две республики – и, скорее всего, ему придется за это ответить, считает член совета Центра защиты прав человека «Мемориал» Александр Черкасов.
«Это Кавказ, здесь сложные отношения между республиками. Рамзан Кадыров, с одной стороны, насаждает суровую мораль и то, что он называет «традицией». С другой стороны, Кадыров не сдает своих – это его принципиальная установка. Теперь получается, что не наказать этого «замечательного товарища», видимо, нельзя, но и наказать публично – тоже.
Власти Дагестана тоже должны как-то выкручиваться: для местных силовиков противостоять кадыровцам, мягко говоря, сложно, а ничего не сказать – унизительно. Политика ли это – не знаю. Но это некий диагноз для нашей властной вертикали», – говорит правозащитник.
После инцидента на КПП Кадыров продолжил открыто поддерживать Цакаева. В понедельник, 22 апреля, почти одновременно с публикацией МВД об обстоятельствах задержания появилось видео с совещания по вопросам участия Чечни в войне против Украины – среди приглашенных был и начальник республиканского МЧС.
Говоря о компетентности своего одноклассника, руководитель региона перечислил его награды: орден Ахмата Кадырова, четыре ордена Мужества, медали «За отвагу», «За заслуги перед Отечеством» II степени и орден медали «За отличие в охране общественного порядка». Список этот неполный – в прошлом году одновременно с младшим сыном Кадырова Адамом Цакаев стал «Героем Чечни», а за год до этого он же получил медаль «За освобождение Мариуполя» от главы сепаратистской «ДНР».
За что именно награждали Цакаева, неизвестно. В республиканском МЧС он служит с февраля 2020 года, за это время чиновник отметился в устранении последствий снегопада, побывал на нескольких совещаниях, провел учения и предложил назвать улицу в Грозном именем экс-главы МЧС России Евгения Зиничева, который погиб в 2021 году.
После начала полномасштабного вторжения в Украину у Алихана Цакаева появилась еще одна обязанность – провожать на войну «добровольцев», которые прошли подготовку в «университете спецназа» в Гудермесе. В конце прошлого года, когда началась война Израиля с ХАМАС, Цакаев также занимался эвакуацией граждан России из сектора Газа.
Скандал с задержанием в Дагестане – самый громкий для Цакаева с момента назначения в МЧС. Гораздо чаще он попадал в них, когда служил в силовом блоке.
47-летний Цакаев с позывным «Гром» начал карьеру в 2003 году, когда первым президентом Чечни в составе России стал Ахмат Кадыров. С 27 до 30 лет он служил в роте по охране государственных объектов в Чечне, еще год отработал в Кабардино-Балкарии, а по возвращении стал командиром ОМОНа «Ахмат-Грозный» – в этой должности Цакаев оставался до 2019 года. При нем указанное подразделение активно практиковало похищения и пытки местных жителей, в некоторых Алихан Цакаев принимал участие лично.
Одной из самых громких историй того времени стало похищение и пытки Ислама Умарпашаева – около полугода его держали пристегнутым к батарее на базе чеченского ОМОНа, требуя признаться в преступлении и «сотрудничать». Когда тот отказался, его решили держать для «результата»: как пишет «Новая газета», это практика, когда убитого человека в официальных отчетах представляют как боевика.
Родственникам удалось вызволить пострадавшего и добиться не только возбуждения уголовного дела, но и официального осмотра места происшествия. Тогда Цакаев угрожал российскому следователю, что его бойцы откроют огонь по любому, кто приблизится к базе (угроза исполнена не была). Ответственность за это силовик не понес.
Тягу к пыткам приближенный Кадырова не скрывал – в 2019 году, уже будучи начальником отдела МВД в Аргуне, он выложил фотографию с подписью: «Щелчок предохранителя на пистолете заменяет 40 минут воспитательной беседы, а попадание пули в ногу почти со 100% гарантией меняет взгляды человека на жизнь». Этот пост осудили в Москве.
Одноклассники
Судя по снимкам главы чеченского МЧС, с Рамзаном Кадыровым и Абузайдом Висмурадовым его связывают тесные отношения – они вместе обедают, навещают друг друга и участвуют в официальных мероприятиях. Например, они сообща грозились «отрубить головы» членам семьи оппозиционных активистов Янгулбаевых. В марте 2023 года той же компанией они снимались в видео на фоне двух убитых мужчин, которые якобы напали на районный отдел полиции в Гудермесе.
Летом 2021 года Висмурадов сел непристегнутым за руль машины, в которой помимо Цакаева были также Руслан Алханов (в то время министр внутренних дел Чечни) и его заместитель Аслан Ирасханов. Они не раз пересекали сплошную линию и выезжали на встречную полосу на горном серпантине, параллельно снимая видео с привычным для кадыровцев слоганом «Ахмат сила! Аллаху Акбар». Позади них был виден кортеж из как минимум четырех автомобилей – возможно, дорога для проезда чиновников была перекрыта.
Комментируя задержание Цакаева в Дагестане, руководитель чеченского движения «Единая сила» в Европе Джамбулат Сулейманов напоминает, что двуличие – самый тяжкий грех в исламе. Однако люди, которые, по его мнению, предали свой народ и религию, не могут поступать иначе.
«Примечателен другой факт: страх, навеянный при поддержке российских силовых возможностей, постепенно покидает людей в регионе, они перестают бояться Кадырова и его соратников», – отметил собеседник.
Политолог Руслан Айсин указывает на необычное поведение федеральных силовиков по отношению к чеченским властям после инцидента на КПП «Герзельский мост». Он считает, что громкое задержание может быть использовано одной из «башен Кремля», а «провокации, колкости и тычки между кадыровцами и меликовцами» на этом не закончатся.
«Назначение Сергея Меликова главой Дагестана планировалось в противовес Кадырову. Это старая имперская стратегия «разделяй и властвуй». Но конфликт, скорее всего, попытаются погасить, федеральному центру невыгодно, чтобы он зашел слишком далеко. Понятно, что скандал нужен для понижения политического влияния Рамзана Кадырова, но вероятность возбуждения уголовного дела [в отношении главы чеченского управления МЧС] вряд ли высока», – говорит Айсин.
Свое предположение он связывает не с ресурсами Кадырова, но с возможной политической задачей Кремля – лишь «подвесить ситуацию» и показать, что при случае центр может ударить и по близкому окружению.
«Все эти разговоры о болезни Кадырова и его скорой смерти, о поиске преемника в лице [Апти] Алаудинова – все это события одного порядка. Возможно, одна из «башен Кремля» уже ведет борьбу за наследие. Не исключено, что мы увидим некий контрответ со стороны Кадырова и его партнеров из другой «башни» в лице, например, главы Росгвардии Виктора Золотова», – заключил политолог.
- Депутат парламента Чечни Магомед Ханбиев по поручению Рамзана Кадырова побывал в расположении бойцов из республики на оккупированных территориях Украины. Это первый раз, когда глава региона упомянул парламентария в своем телеграм-канале, назвав его «дорогим братом». Сайт Кавказ.Реалии выяснял, что известно о Ханбиеве и зачем он отправился в зону боевых действий.
- Палестинских беженцев в Чечне могут привлечь к работам на заводе, где в 2024 году планируют наладить серийное производство военных «джихад-машин». С начала своего существования предприятие было убыточным, после закрытия из-за многомиллионных долгов его заново запустили в 2020 году и начали привлекать к производству заключенных, однако финансовую ситуацию это не исправило. Теперь дешевой рабочей силой планируют сделать принятых в Чечне вынужденных переселенцев из сектора Газа.
Chechenews.com
25.04.24.