Президент Украины Петр Порошенко призвал США предоставить Украине 1240 противотанковых ракетных комплекса Javelin. При этом он, наверняка, отдавал себе отчет, что никакого оружия на нынешнем этапе Украина от Соединенных Штатов не получит. Для администрации Обамы это означало бы начало холодной войны с Кремлем. Украина же, получив Javelin, может оказаться втянутой в широкомасштабные военные действия на всей территории страны.
Чего боится Обама
За прошедший год украинская сторона не единожды напоминала Вашингтону о том, что США являются одним из гарантов суверенитета и территориальной целостности Украины. Напомню, что в 1994 году американцы, британцы и русские подписали Будапештский меморандум, согласно которому украинское государство отказалось от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности страны. Говоря о 1240 ракетных комплексах Javelin, Порошенко называет именно такое количество ядерных ракет, от которого в свое время отказалась украинская сторона.
В июне 2015 года Сенат США одобрил поправку к военному бюджету страны, согласно которой Украине предусмотрена военная помощь в размере 300 млн долларов. Такую же сумму украинская власть получила и в 2014 году. Эта помощь включает в себя поставки бронежилетов, шлемов, транспортных средств, приборов ночного видения и тепловизоров, тяжелой инженерной техники, новых раций, патрульных катеров, пайков, палаток… О летальном оружии речь пока не идет.
США осознают, что появление их высокоточного оружия на Донбассе может дать Владимиру Путину повод начать активные боевые действия не только в Донецкой и Луганской областях, но и на всей украинской территории. К тому же Кремль уже давно подготовил российского обывателя к мысли об участии американцев в войне на востоке Украины: российская пропаганда в лучших советских традициях постаралась представить США как одного из творцов «киевской хунты». Так что Javelin уж точно не решат всех проблем в отношениях между Украиной и Россией.
ДНР и ЛНР в заложниках у Путина
В США по-разному относятся к происходящему на Донбассе. Вашингтон пытается вразумить Россию пока что введением торговых санкций и ограничениями в отношении отдельных персон. Часть сенаторов во главе с Джоном Маккейном выступают за предоставление Украине летального вооружения. Впрочем, вряд ли эта позиция получит полную поддержку в Сенате и Конгрессе США.
Американцы, конечно, прекрасно понимают, что Европа сегодня не в состоянии самостоятельно остановить Путина. Всевозможные переговорные форматы — минский, нормандский etc. — не принесли позитивных результатов. Война на востоке Украины не прекращена, люди продолжают гибнуть. Все попытки Вашингтона более активно участвовать в урегулировании кризиса на Донбассе пока что были безуспешны. Месяц назад Соединенные Штаты изъявили желание стать участником «нормандской четверки». Впрочем, формат 4+1 так и не приобрел реальных очертаний.
Очевидно, что для Путина ситуация на Донбассе — предмет для торга и с Вашингтоном, и с лидерами европейских стран. Самопровозглашенные ДНР и ЛНР — всего лишь марионетки в его руках. А точнее — жители этих псевдореспублик оказались в заложниках хозяина Кремля. Именно ими он торгует, ведя переговоры с Бараком Обамой, Ангелой Меркель (Angela Merkel) и Франсуа Олландом. При этом на кону стоят более серьезные вопросы, такие как ситуация в Сирии или мировые цены на нефть.
Чего хочет Порошенко
Для Петра Порошенко очень важно периодически напоминать Западу о тех гарантиях, которые он давал Украине. Украинский президент знает, что Владимир Путин — коварный переговорщик, а Россия — страна, живущая исключительно по своим правилам. Остановить Кремль в его агрессивной политике в состоянии только сильные страны мира сего — прежде всего США.
В Киеве четко осознают, что по Донбассу сегодня не существует легких и простых решений. Конфликт зашел слишком далеко. Тысячи убитых и раненых, разрушенные города и села, регион буквально нашпигован оружием. И абсолютно очевидно, что разрешить ситуацию исключительно военным путем — с Javelin или без них — никому не удастся. Именно поэтому просьбу о 1240 ракетных комплексах следует понимать как очередную попытку официального Киева вовлечь Вашингтон в активные переговоры с Владимиром Путиным.