Главная » Новости » «Очередная путинская спецоперация». Споры о документальном фильме про войну

«Очередная путинская спецоперация». Споры о документальном фильме про войну

Во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля показали канадский фильм «Русские на войне» российско-канадского режиссёра Анастасии Трофимовой, которая провела семь месяцев вместе с одной из российских военных частей, воюющих в Украине.

Западные критики фильм пока почти не заметили, но среди российских и украинских блогеров он уже вызвал ожесточённые споры, несмотря на то, что большинство из них его не видело. Главным предметом обсуждения стало не качество фильма, а то, насколько морально оправдано снимать подобное кино.

Резче всех высказываются украинцы.

Алексей Гончаренко

Оказывается, Канада профинансировала кино россиянки Анастасии Трофимовой, которая сняла фильм о российской армии. Она находилась 7 месяцев с российскими военными и говорит, что они «обычные ребята из обычных семей». Но почему-то не сказала, что они убивают невинных украинцев, насилуют женщин, воруют детей и разносят наши города своими авиабомбами.

Сергей Бережной

Российский режиссер целый год провела на бандитско-наркоманской малине, причем без всякой санкции полиции, и сняла фильм, который, по ее словам, помогает понять бандитско-наркоманскую душу и «навести мосты» между миром криминала и миром законопослушных людей. По ее словам, на малине она не видела никаких преступлений, но насмотрелась человеческих трагедий, которые берут за сердце.
Бандиты в фильме не скрывают, что для них ограбления и убийства — средство заработать на жизнь, потому что им западло работать, а честный бизнес привычный для них образ жизни презирает и отвергает.
«Я не понимаю, почему они должны сидеть в тюрьме, они по-своему хорошие ребята, но внешний мир этого не замечает и не хочет признать, что они тоже заслуживают гуманного отношения», подчеркивает режиссер.
В конце концов, добавляет она, герои ее фильма убили, ограбили и подсадили на наркоту далеко не всех, а лишь незначительную часть местного населения, и те, кого они пока не затронули, могли бы хотя бы поблагодарить их за это.

Алексей Дашевский

Какой же похабный и подлый подход, уравнивать оккупантов и защищающихся, отказываться называть очевидное зло злом.

Игорь Озадовский

Хорошо, что по CNN параллельно показывали, как эти простые люди, которых никто не принуждает идти на войну, убивали украинцев, сдавшихся в плен.
Ну, чтоб все немножко понимали природу этих простых людей, и как морально чист посыл «выбрать сторону = выбрать войну»

Михаил Пурышев

«Русские на войне» — именно такой фильм показали на Венецианском кинофестивале на 10й год войны в Украине.
Мы были в шоке от пропаганды, которую пустили на мировой уровень. Весь фильм показывают невинных оккупантов, которые воюют на востоке Украины. «Обычные ребята, не злодеи. Воюют, чтобы не воевали их дети»… Они плачут за побратимами, хоронят мужей и хотят мира, тоже страдают и никого из гражданских не расстреливали и не насиловали… Страшно представить, что будет в головах у европейцев и американцев, как они будут сочувствовать этим «невинным убийцам».

Денис Данилов

Европа пробила очередное дно. На Венецианский кинофестиваль была допущена картина «Русские на войне» — фильм российского режиссера Анастасии Трофимовой, которая затронула излюбленную «вестернами» тему о том, что «всё не так однозначно». В фильме действие происходит в русском окопе, где солдаты рассказывают о своей «тяжелой судьбе», якобы о том, как они «борются со злом».

«Для меня самым большим шоком было увидеть, насколько они были обычными. Абсолютно обычные ребята с семьями, с чувством юмора, со своим собственным пониманием того, что происходит на этой войне».

Как верный пехотинец Путина, Трофимова уверяет мир, что за время своего пребывания на фронте она не видела никаких признаков военных преступлений.

«Я думаю, что в западных СМИ российские солдаты на данный момент ассоциируются именно с этим, потому что других историй не было. Это другая история».

Факт допуска таких фильмов на международные кинофестивали — это яркая демонстрация усталости Европы от войны и её поддержки Украины. Запад стремится как можно скорее завершить войну, чтобы вернуться к бизнесу и нормализации отношений с «русским Ванькой».

Очевидно, что мир сошел с ума. Оправдание рашизма в Европе прямо во время войны, когда российские войска продолжают убивать мирное население Украины, — это трагедия. Судя по реакции Запада на войну в Украине и на поддержку ХАМАСа, можно предположить, что если бы Гитлер начал войну и геноцид сегодня, он бы явно победил.

Среди россиян у фильма много защитников, которые пишут о расчеловечивании русских.

Павел Нешин

[В] последнее время эта тема догоняет — даже в постах самых лучших, самых добрых друзей. А тут еще один повод в новостях, и я не удержался.
Так вот, в программе Венецианского кинофестиваля в этом году — документальный фильм Анастасии Трофимовой «Русские на войне». Девушка полгода на фронте провела, снимая простых мужиков, беря у них интервью. Со всеми разговаривала — с идейными, с наемниками, с мобилизованными… И вот знаете какая основная претензия к фильму? Цитирую одного украинского режиссера: «российские солдаты ОЧЕЛОВЕЧИВАЮТСЯ в фильме». Ага, сюрприз какой — с той стороны — тоже люди оказывается. Да, может, глупые, жестокие, жадные — но люди.
И с одной стороны — не эльфы, и с другой — не орки. Люди, везде люди. И праведникам полезно смотреться в зеркало противоположной стороны иногда, чтобы собственный светлый лик тоже не превратился в искаженную злобой рожу..
Традиция рисования врагов в виде животных стара — посмотрите карикатуры второй мировой войны, первой мировой войны, наполеоновских войн. Как приятно думать, что ты здесь — человек, а они там — не заслуживающие жалости дикие звери. Но так спираль взаимной ненависти будет раскручиваться бесконечно…
Отдельно удивляют претензии к произведениям искусства. Ну давайте Ремарка запретим — немцы же ту войну начали, чего это он восемнадцатилетних германских мальчишек очеловечивает — они ж сами виноваты. Да и Ремарк не на той стороне воевал — какое он право имеет рот открывать?
Грустно. Очень грустно. И неизвестно, закончится ли это когда-нибудь вообще. Применительно к человечеству — нет, наверное…

Татьяна Кон

На мой взгляд, странным как раз было то, что россияне оказались расчеловеченными из-за этой войны.
Лично у меня это вызвало удивление и то, как это расчеловечивание было поддержано, как будто это война что-то особенное в мире, где постоянно ведутся войны.
Мне не близка позиция, где россиян пытаются оправдать как бы из принятия этой дегуманизации и попытка оспорить ее изнутри этого принятия.
На мой взгляд, с этим в целом не следует соглашаться. Российские военные — это просто военные, как и любые другие.
У меня больше вопросов именно к истокам расчеловечивания, где оно берет начало и почему получает такую поддержку?

Алена Солнцева

Анастасия Трофимова, режиссер и оператор, провела 7 месяцев среди российских солдат, снимая их разговоры и действия. Сначала в тылу, потом на передовой (то, как она попала туда, простая история — захотела и приехала, потому что сами военные были не против, наоборот, для них снимающий человек выглядит нормально, они же видели в кино, как журналисты снимают войну). И они не боялись разговаривать — дальше окопа не пошлют.
Ее документальный фильм «Русские на войне», его показали в Венеции.
СМИ писали что фильм «представляет собой портрет обычных мужчин, пытающихся осмыслить то, что они делают на фронте, живущих в суровых условиях и рискующих своими жизнями за тысячи миль от друзей и семьи.»
Этот ракурс вызвал возмущение украинцев, обвинивших Трофимову в очеловечивании русских, но режиссер отвечала, что находит «странным вопрос, можем ли мы кого-то очеловечить или нет. Конечно, мы должны гуманизировать каждого….
Если мы не будем видеть друг в друге людей… эти черно-белые стереотипы друг о друге только заставят войну продолжаться. Это только усилит ненависть… к сожалению, это своего рода путь, по которому идут политики, но я не думаю, что это тот путь, по которому должны идти обычные люди ”.
На вопрос, о военных преступлениях, она отвечала, что сама с этим не сталкивалась, иначе «вы бы увидели их на экране, но за те семь месяцев, что я там была, у меня такого опыта не было…
Продюсеры фильма «Русские на войне», французы и канадка, предполагают выложить фильм в открытый доступ весной будущего года. Тогда, надеюсь, посмотрим и сможем судить о нем.
Вообще возможен ли в условиях открытого военного противостояния «нормальный» взгляд на происходящее и что значит нормальный, — это тема для публичного обсуждения. Мы, наверное, все об этом думаем, но мало кто может высказаться. Трофимова, конечно, смелая, потому что что обе стороны будут подозревать ее в неискренности.

Но и среди россиян её защищают далеко не все

Александр Рыклин

Первое — я не стану смотреть этот фильм… Мне абсолютно не интересны внутренний мир, мотивы , переживания солдат фашистской оккупационной армии. Все они, пересекшие границу с Украиной с оружием в руках, военные преступники и подлежат суду… После Бучи и Мариуполя нормальный человек сочувствовать этим людям не может. Любые, пусть самые масштабные потери среди солдат путинскогй армии вызывают у меня чувство глубокого удовлетворения по одной простой причине. Они приближают победу Украины. Любая попытка «очеловечить» образ этих «воинов» — откровенный путинизм и стопроцентно работает на фашистскую пропаганду…
Второе — в интервью автор фильма позволила себе следующее утверждение — «Если вы выбираете сторону, вы за войну»…
Анализировать это высказывание абсолютно бессмысленно… Хочу лишь сказать, что давненько не слышал ничего более аморального и пошлого одновременно…

Олег Пшеничный

Как само собой разумеется, что журналист ли, документалист ли не имеет представления о конвенциях, о международном праве, да вообще ни о чем, кроме этих «Виталиков» и «Шуриков» с их бессмысленным бормотанием, не поднимаясь ни на сантиметр над их кругозором. Вопрос о том, на каком основании она сама въехала на территорию суверенного государства, ее вообще не волнует, она об этом вопросе и не слышала никогда как будто. Какое-то безграмотное существо, кокетничающее миролюбием, о сути которого оно тоже не имеет никакого представления.

Трофимова утверждает, что она проработала несколько месяцев в военной части без разрешения Минобороны, чуть ли не тайно. Но блогеры ей не верят.

Дмитрий Погоржельский

Честно говоря, сильно смущает, что она вот так просто сама взяла и поехала, а военные и рады ее пустить, все показывать и разговаривать. Не бьется.

Юлия Трубихина

Совершенно бесполезно всерьез это обсуждать. Это часть психологической войны—фильм, снятый для запада. Никакую постороннюю тетеньку бродить там по полям, когда начальство приезжает, и свободно снимать, что она хочет в российской армии, в то время как у воюющих конфискуют телефоны, никогда никто не пустит без согласования с фсб и самым высоким начальством.

Сергей Медведев

А вот нам интересно, что творилось в головах у террористов, проникших в Израиль 7 октября, откуда они, кто они, как готовились к акции, что говорят между собой?
Конечно, интересно.
Но мы будем показывать снимки, сделанные фотографами во время атаки, как они идут по кибуцам, тащат заложников?
Нет, потому что фотографы — это соучастники преступления.
Так почему же мы который день обсуждаем «Русских на войне» Анастасии Трофимовой, снятый при явном содействии Минобороны? Ибо все эти сладкие сказки про невинную девочку в сером пальто, которую внезапно пригрели командиры в зоне боевых действий, а бойцы кормили шоколадками и брали на боевые задания, а добросердечные тетки в администрациях разрушенных поселков в ДНР (где нет скоростного интернета) брали ее флешки и гигабайтами заливали на облако отснятые ей материалы — для легковерных западников, а мы-то должны понимать, что девочка, которая уже десять лет ездит и снимает в обозе Минобороны, от Сирии до Донбасса — не независимая документалистка, а обычная пропагандистка, только немного легендированная, и точно такая же соучастница преступлений, как и западные фотографы, зашедшие 7 октября в Израиль с боевиками ХАМАС.
Спору нет, не надо никого расчеловечивать, нужны съемки из российских войск, нужно пытаться изучать и описывать этих людей — как Ремарк описывал окопы Первой мировой, как описывали гитлеровских солдат, эсэсовцев в лагерях (те же «Благоволительницы»), американцев во Вьетнаме, французов в Алжире. Но только не надо выдавать плохо прикрытую и плохо пахнущую пропаганду за «правду о войне».
Кремль и Симоньян можно поздравить с очередной удачно проведенной спецоперацией. А фильм, получив хорошую дозу пиара, после венецианского фестиваля едет в Торонто.

Денис Греков

Само кино ещё не видел, но судя по [интервью Трофимовой] мы имеем дело с довольно качественно сделанной пропагандой, да еще и маскирующейся под гуманистический дискурс.
Причем суть пропагандистского нарратива понятна и может срабатывать на сознание среднего европейца, прямо никак не вовлеченного и от войны не пострадавшего. Путина ждет позорнейшее поражение и дестабилизация внутри РФ. Это как минимум. И для него большой удачей будет «прекращение конфликта любой ценой» — т.е.любой ценой для Украины. Как минимум, оставление за ним де факто захваченных территорий. Тогда он представит это как победу. Так что все эти трели про «если ты выбрал сторону, то ты за войну» как раз и есть пропагандистский нарратив. Он рассчитан на среднего европейца, который за все хорошее и против всего плохого, не хочет испытывать экономический дискомфорт и готов поверить, что если сейчас дать Путину этот кусок, то он его проглотит и будет сыт. Думаю эта линия скоро полезет из каждого утюга.
Показ ленты на фестивале, видимо, большой успех для роспропаганды. Хорошо бы установить, кто промоутировал — сразу бы стало ясно все насчет этих людей.

Доверия к Трофимовой не добавляет и то, что она снимала в том числе для симоньяновского RT.

Роман Сахаров

Странно только, что не указан ее опыт, она действительно много работала и снимала чаще всего на деньги RT в разных частях света. Темы были сложные, но каждый раз вопрос: влияет ли заказчик на материал?

Елизавета Кирьякова

Эта режиссер — бывший кадр раши тудей.
И фильм понятно для чего — не все так однозначно. не надо черного, не надо белого.
Когда все однозначно.

Резче всех высказался кинокритик Антон Долин, который, в отличие от большинства, мог посмотреть фильм Трофимовой.

Нашумевшие «Русские на войне» Анастасии Трофимовой заслуживают не рецензирования, а расследования. Если его опубликуют в «Медузе», буду рад принять участие со своей (эстетической и содержательной) стороны.

Олегу Кашину пост Долина не понравился.

С 1948 года наша культура не знала такой критики

У других людей, видевших фильм, отзывы более подробные.

Зинаида Пронченко

Посмотрела нашумевший док «Русские на войне» якобы канадской режиссерки Анастасии Трофимовой, показанный в Венеции вне конкурса. Трофимова провела 7 месяцев на фронте, сначала в районе Красного Лимана, затем Бахмута. Якобы без разрешения Минобороны. Фиксировала будни батальона, в основном состоящего из контрактников. Безотносительно мотивов (пропаганда?) и условий съемки (направляли/препятствовали?) это уникальный материал, та самая «окопная правда», которую обычно не разглядеть за «туманом войны». В кадре дезориентированные, напуганные люди, задающиеся вопросом, как они туда попали, когда им за это заплатят, кто их обманул, за что они воюют, останутся ли они в живых? Трофимовой ставят в вину, что она очеловечивает русских солдат. Безусловно так оно и есть, потому что в кадре люди, а не только сгоревшие танки, покосившиеся советские транспаранты или воронки от взрывов. Вызывают ли эти люди симпатию, как, допустим, герои «На западном фронте без перемен»? Нет. Глядя на то, как девушка-медик роется в карманах убитого, чтобы найти документы или жетон и тут же подпевает хиту Андрея Губина, ничего кроме страха испытывать невозможно. Слушая монологи двадцатилетнего добровольца из серии «я здесь из-за нацистов, они плохие», ничего кроме отчаяния чувствовать нельзя. На пресс-конференции Трофимова, оправдываясь, заявила, что сейчас не время выбирать сторону. Но получающая гумпомощь бабушка на костылях, утверждает, что «украинцы против Ленина». А мы получается — за? Проблема фильма в том, что он сам себе противоречит. Включая камеру с одной стороны фронта, ты автоматически солидаризируешься с теми, кто ее выбрал чуть раньше и теперь обязан убивать и погибать. Большая часть документалистов по этому вопросу иллюзий не испытывает. В России никто ничего не выбирал до 2022 года. Не помогло. Теперь Трофимова предлагает нас пожалеть, забывая, что мы исторически никого не жалеем.

Алексей Роднянский

Венецианский фестиваль столкнул в программе два документальных фильма о войне, которую Россия принесла в Украину.

Украинский фильм «Пісні землі, що повільно горить» Ольги Журбы и «Русские на войне» Анастасии Трофимовой предложили свои взгляды на происходящее.

«Русские на войне» — это публицистика, снятая в российской части, воюющей в оккупированной Луганской области. Герои ее — простые мужики, оказавшиеся на войне. В силу разных причин — большинство отправились за деньгами, кто-то — по «патриотическим» соображениям.
Они делятся ответами на вопросы о целях войны, повторяя мантры российского телевидения: «единый народ», «братья», «мы на чужой земле, но виноваты все» и прочее.

Иногда кажется, что фильм сделан по заказу умных чиновников Минобороны РФ или ФСБ.

Несмотря на понимание автором фильма характера агрессии, российские солдаты очеловечиваются в фильме. Они — очередные жертвы государства, посланные, как и многие поколения до них, на убой в заведомо несправедливой войне. Они могут прослезиться, говоря о погибших товарищах, возмутиться несправедливостью власти, но они не спорят с правом государства отправить их бессмысленно умирать.

Главный герой украинского фильма — простите за несвойственную мне высокопарность, народ. Живущий в тягучем пространстве войны.

Отсюда и визуальный стиль — общие планы, длинные кадры, точные акценты и детали подчеркивающие множественность судеб, из очерков жизни которых складывается эта картина.

В памяти остается впечатляющий неторопливый проезд, снятый из кабины грузовика, везущего гроб погибшего украинского воина. Он длится, по ощущению, минут шесть и фиксирует десятки, если не сотни, коленопреклоненных людей, стоящих вдоль зимней дороги, вьющейся в карпатских горах.

Это поэтическая кинометафора, а не привычная сегодня публицистика. Наполненная, в отличие от мимолетной теледокументалистики, ощущением протяженности войны и того, что называется фатумом. Роком или судьбой.

В этом и состоит разница посланий двух фильмов: в украинском — народ как субъект истории, в российском — как пассивная жертва произвола.

Chechenews.com

08/09/24