Главная » Все Новости » Главная новость » Первый «гибридный» штурм Грозного российскими наемниками. (ВИДЕО)

Первый «гибридный» штурм Грозного российскими наемниками. (ВИДЕО)

26 ноября 1994 года — Ельцин впервые послал войска на штурм Грозного. После провала штурма, 29 ноября, Совет Безопасности России принял решение о проведении в Чечне военной операции.

Мало того, что сам штурм позорно провалился, так после этого российская власть позорно отреклась от своих военнослужащих, попавших в плен к дудаевцам.

(Точно так же Кремль будет открещиваться от рассийских солдат и офицеров, плененных украинской армией на Донбассе.)

Сразу после штурма министр обороны России Павел Грачёв дал свою оценку произошедшего, фактически приравняв пленных российских военнослужащих к наёмникам:

«Ну, знаете, я как-то не очень интересуюсь этим вопросом, так как [российские] вооружённые силы, в принципе, не участвуют там. …Хотя я смотрю телевидение, и, вроде, пленные там захвачены и ещё кто-то. Я, единственное, знаю, что с каждой стороны — и на стороне Дудаева, и на стороне оппозиции — воюют большое количество наёмников.

…Если бы воевала российская армия, то, по крайней мере, одним парашютно-десантным полком можно было бы в течение двух часов решить все вопросы.»

Начиная с 27 ноября в Грозном корреспондентам телевидения демонстрировали пленных, которые признавались, что они – российские военнослужащие, нанятые по контракту ФСК. Они показывали на камеру свои армейские жетоны. Достоверно известно, что в плен тогда попал 21 российский танкист: семь солдат и сержантов срочной службы, один старший прапорщик, семь лейтенантов и старших лейтенантов, пять капитанов и один майор. 20 пленных впоследствии были возвращены, лейтенант Александр Налётов был расстрелян в департаменте государственной безопасности Чечни.

28 ноября 1994 года министр обороны России П.С.Грачев публично опроверг участие его подчиненных в штурме, назвав такую версию «бредом». Представители МВД и ФСК также отрицали свою причастность к событиям в Грозном.

«От 82 военнослужащих все открещивались и отказывались. Хотя 21 человек остался в живых, а судьба остальных 61 была неизвестна», — вспоминал впоследствии председатель Государственной думы первого созыва Иван Рыбкин.

В ночь на 29 ноября было распространено «Обращение президента РФ к участникам вооруженного конфликта в Чеченской Республике», в котором было заявлено, что «остановить внутренний конфликт в Чечне не удалось», а участникам этого конфликта был предъявлен ультиматум: в течение 48 часов «прекратить огонь, сложить оружие, распустить все вооруженные формирования, освободить всех захваченных и насильственно удерживаемых граждан».

29 ноября 1994 года Дудаев заявил: если Москва не признает пленных, то они будут расстреляны.

1 декабря от имени президента РФ было заявлено, что для спасения «российских воинов» компетентные органы предпримут «все необходимые меры». Министерство обороны РФ, однако, направило в Государственную Думу РФ письмо, в котором утверждалось, что люди, взятые в Чечне в плен, в российской армии не служат.

1-3 декабря депутаты фракций «Выбор России» и «Яблоко» Государственной Думы РФ провели переговоры с Д.Дудаевым. Была достигнута договоренность об освобождении пленных. Двоих вызволенных из плена депутаты вывезли в Москву. Находясь в Грозном, депутаты были свидетелями бомбовых ударов авиации по городу.

«2 декабря «Известия» опубликовали статью, в которой приводились документы, доказывающие, что плененные в Грозном военнослужащие были наняты ФСК РФ, которая была вынуждена признать свою причастность к этой операции.

3-6 декабря в Грозном побывала группа депутатов Государственной Думы РФ от ЛДПР во главе с Е.Ю.Логиновым. В результате встречи власти ЧРИ освободили еще двоих пленных.

7 декабря, после известия о планируемой войсковой операции в Грозный прибыли депутаты демократических фракций Государственной Думы РФ (С.Н.Юшенков, Г.А.Явлинский и другие). Они предложили Д.Дудаеву в обмен на освобождение пленных самим остаться в Грозном, чтобы попытаться воспрепятствовать штурму города. Предложение было отклонено, и 7 декабря им были переданы еще семь пленных военнослужащих.

5 декабря «ЯБЛОКО» получило информацию о подготовке крупной войсковой операции по захвату Грозного. В этот же день Явлинский выступил в Думе с заявлением от имени фракции с целью предотвращения войны. Лидер «ЯБЛОКА» предложил немедленно начать переговоры с Дудаевым о путях решения проблемы. Кроме того, в этом заявлении предлагалось отправить в Чечню делегацию, состоящую из Явлинского и ряда других депутатов, готовых заменить в Чечне пленных русских и остаться на положении заложников вплоть до начала переговоров власти с Дудаевым.

Заявление Явлинского было выслушано, но никто из российских властей не помог ему в поездке в Чечню. Самолет для нее был прислан президентом Ингушетии Русланом Аушевым.

Вот что рассказывал об этой поездке Алексей Мельников, депутат Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО»:

«Вечером 5 декабря депутаты нашей фракции не расходились. Явлинский позвонил в Грозный из кабинета председателя Комитета Государственной Думы по обороне, который постоянно находился на связи с Грозным. Дудаев согласился с ним переговорить. Явлинский предложил ему, чтобы группа депутатов «ЯБЛОКА» приехала в Грозный с тем, чтобы предотвратить начало военных действий и запустить переговорный процесс.

При этом Явлинский твердо сказал, что если мы приедем, то хотели бы, чтобы были освобождены все российские военнопленные, оставшиеся в Грозном. Дудаев дал на это согласие. Это уже потом газеты и телевидение выдвинули освобождение пленных как основную цель поездки. На самом деле главным было: 1) попытаться своим приездом вразумить безответственных политиков в Москве и попытаться остановить намеченную ими на 6 декабря военную авантюру; 2) проверить готовность Дудаева к серьезным переговорам с Москвой.

Освобождение военнопленных было очень важной, но сопутствующей задачей. Мы, как представители пусть законодательной, но власти, понимали свою ответственность перед этими военнопленными, от которых отказался Грачев, назвав их «какими-то наемниками», хотя все это были офицеры и солдаты Кантемировской дивизии. Мы понимали всю ответственность как перед родными этих солдат и офицеров, так и вообще перед гражданами России, ведь любой гражданин России должен быть уверен в том, что государство, отдав ему приказ о выполнении какого-либо задания, сделает затем все возможное для того, чтобы вызволить в случае необходимости из беды. Поэтому мы были обязаны что-то сделать…

Мы вылетели из Москвы в 2 часа ночи 6 декабря. Приземлились в Моздоке примерно в 5 часов утра и к 7 часам добрались на автобусах до Грозного. Город жил своей обычной жизнью, люди шли на работу, стояли на автобусных остановках… За все время пути от аэродрома до центра в Грозном вооруженные люди встретились дважды: первый раз чеченский пост с одним БТР недалеко от границы с Ингушетией и второй раз десяток охранников с БТР у административных зданий в центре.

На улицах мы не почувствовали враждебности, хотя, конечно, после штурма 26 ноября (имеется в виду штурм Грозного якобы силами антидудаевской оппозиции, среди которых значительную роль играли части регулярной российской армии – Примечание автора) напряжение ощущалось… Но вместе с тем даже вооруженные ополченцы, узнав Г.А. Явлинского и С.Н. Юшенкова, выражали им уважение за попытки разрешить чеченский кризис мирным путем».

Но переговорный процесс был сорван. По словам самого Явлинского, «как стало ясно впоследствии, переговоры не входили в план властей на маленькую победоносную войну». Вторжение началось.

8 декабря в Грозном Д.Дудаев передал семерых военнослужащих в руки полномочного представителя министра обороны РФ И.Чижа. В плену еще оставались солдаты, в частности, один тяжело раненый.

Последствия

29 ноября Совет Безопасности России принял решение о военной операции против Чечни. Б.Н.Ельцин выдвинул ультиматум — либо в Чечне прекращается кровопролитие, либо Россия будет вынуждена «пойти на крайние меры».

11 декабря президент России подписал указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики». Части войск МО и ВВ МВД РФ вошли на территорию Чечни. Началась первая Русско-Чеченская война…

Репортаж о переговорах делегации российских депутатов по освобождению пленных:

Chechenews.com

07.12.18.