В начале мая в Бельгии по делу о подготовке теракта задержали семерых предполагаемых сторонников террористического «Исламского государства». Власти не называют их имена, но подчеркивают, что большинство из них – чеченцы.
Это не первое массовое задержание выходцев республики по подозрению в терроризме в этой стране. Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты считают, что, как и раньше, обвинения могут быть преждевременными.
«Рьяные сторонники ИГИЛ»
Информации о задержанных в Бельгии чеченцах почти нет в открытом доступе. Как пишет сайт Deutsche Welle, речь идет о молодых людях в возрасте около двадцати лет, из них некоторые уже совершали мелкие преступления. У троих из них якобы есть бельгийское гражданство. При этом редакция Le Figaro со ссылкой на генеральную прокуратуру сообщала о том, что в составе группы есть женщины.
В офисе федерального прокурора Бельгии сайту Кавказ.Реалии не подтвердили и не опровергли эти сообщения. В ведомстве отметили, что трое из семи задержанных были арестованы судом до выяснения всех обстоятельств. Одного человека отпустили в зале суда – 16 мая прокуратура планировала обжаловать данное решение и ходатайствовать об аресте оставшихся четырех человек. На момент публикации этого текста связаться с офисом прокурора, чтобы узнать решение суда, редакции Кавказ.Реалии не удалось.
Задержания провели по итогам девяти обысков в нескольких муниципалитетах в западной части страны. Операция прошла в рамках расследования, которым занимается уполномоченный по вопросам антитерроризма судья провинции Западная Фландрия.
Представитель федеральной прокуратуры Бельгии Эрик Ван Дуйс заявил, что, по предварительной информации, задержанные, которых называют «рьяными сторонниками «Исламского государства», планировали «атаковать учреждение, расположенное в Бельгии», и «активно искали оружие».
«Годами держать на прицеле»
После того как стало известно о задержании, представители непризнанной Чеченской республики Ичкерия выступили с официальным заявлением о готовности оказать любое содействие в расследовании данного инцидента. Там назвали религиозный экстремизм «чумой 21-го века», который «заражает умы людей во всем мире, независимо от их национальности, этнического происхождения или вероисповедания».
Представитель «Ассамблеи чеченцев Европы» в Бельгии, пожелавший остаться анонимным, выразил недовольство, что СМИ обходят тот факт, что в подобных делах зачастую обвинение либо не подтверждается, либо меняется на более мягкое. Собеседник редакции утверждает, что знакомые троих из семи задержанных не поддерживают подозрения властей Бельгии – для этого представитель «Ассамблеи» ездил в их родной город.
«Мне кажется, что [задержанные] могли говорить по телефону о чем-то, что вызвало опасение у полиции. Их приятели утверждают, что задержанные не были участниками каких-то специфических чатов. Более того, их знакомые уверены, что они могли знать друг друга, но точно не были приятелями. Их не характеризуют как приверженцев каких-то идеологических идей», – говорит собеседник.
Он скептически относится к тому, что спецслужбы Бельгии не провели тщательную проверку троих задержанных, которые получили гражданство. Собеседник сомневается, что силовики могли бы пропустить «увлечения» так называемых «рьяных сторонников «Исламского государства», если бы они были. Подобные аресты и раньше заканчивались освобождением подозреваемых, которых потом годами «держали на прицеле», в этот раз может случиться то же самое, считает представитель «Ассамблеи чеченцев Европы» в Бельгии.
Особое негодование у него вызывает то, что пресса и власти указали национальную принадлежность задержанных – это может плохо отразиться на всех чеченцах, проживающих в Бельгии.
Профессор политологии факультета общественных наук Карлова университета Праги Эмиль Аслан, специализирующийся в том числе на теме участия чеченцев в радикальных группах, заявил, что бельгийская полиция, скорее всего, провела аресты после тщательного расследования. У силовиков есть свои источники, а арестованные чеченские молодые люди будут подвергнуты справедливому суду, убежден профессор.
«Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что в западных странах существует определенная предвзятость по отношению к чеченцам – полиция обращает внимание на лиц чеченского происхождения из-за бытующего в правоохранительных органах мнения, что они чаще связаны с преступностью и терроризмом.
Хотя часть чеченской молодежи в диаспоре не избежала проявлений радикального исламизма и, в более общем плане, уличного насилия, было бы крайне опасно и неточно делать огульные обобщения, поскольку подавляющее большинство чеченцев, проживающих на Западе, дистанцировались от насильственного экстремизма», – отметил профессор Аслан.
Не впервой
В ноябре 2010 года правоохранители в Бельгии, Нидерландах и Германии провели крупную совместную операцию, во время которой задержали 26 человек. В основном это были марокканцы, но в группе оказались и два уроженца Чечни (один жил в бельгийском городе Антверпен, второй – в немецком Ахене). По версии следствия, они были причастны к подготовке терактов в Бельгии.
Уроженцев Чечни связывали с вооруженным подпольем на Северном Кавказе и лично с его лидером Доку Умаровым. Власти считали, что задержанные вербовали людей для террористической организации «Имарат Кавказ» и предлагали пройти подготовку в том числе в Чечне.
Тогда по этому поводу высказался «глава республики» Рамзан Кадыров, который выразил надежду, что поддерживающим «чеченских террористов» и дальше не будут давать спуску.
К концу дня большинство задержанных отпустили без предъявления обвинений.
В список предполагаемых террористов в Бельгии вошли 614 человек, из них 29 – уроженцы Чечни, Дагестана и Ингушетии
В июне 2015 года в Бельгии снова прошли массовые аресты чеченцев – были задержаны по меньшей мере 16 человек, которые якобы действовали в составе двух группировок. Одну из них подозревали в планировании теракта, вторую – в вербовке людей для отправки в Сирию. К вечеру того же дня 14 из 16 задержанных были отпущены полицией.
Двоих оставшихся, Шамиля М. и Руслана Д., суд Бельгии арестовал по подозрению в вербовке наемников для участия в таких террористических организациях, как «Джабхат ан-Нусра» и «Имарат Кавказ». Кроме того, были выданы ордера на арест еще троих подозреваемых, которых не было среди первоначально задержанных.
Полтора года спустя, в декабре 2016 года, суд бельгийского города Брюгге приговорил обоих к длительным срокам: Шамиль М. получил десять лет лишения свободы, Руслан Д. – восемь лет. Тогда же выяснилось, что еще 13 человек, которых отпустили после задержания, все же стали фигурантами уголовного дела. 12 из них получили сроки от 15 месяцев до пяти лет лишения свободы, один был полностью оправдан.
Летом 2016 года власти Бельгии составили список предполагаемых террористов – в него вошли 614 человек. Из них 29 – граждане России, в основном уроженцы Чечни, Дагестана и Ингушетии.
***
По различным данным, в настоящее время в Бельгии проживают не менее 18 тысяч чеченцев, что делает эту диаспору одной из самых многочисленных в Европе. Большая часть уроженцев Чечни приехали сюда в период второй чеченской войны с 1999 по 2009 год. Сейчас Бельгия зачастую становится площадкой для встреч и митингов сторонников независимой Ичкерии .
- В июне 2021 года власти Бельгии экстрадировали в Россию Али Оздамирова, обвиняемого в бандитизме и разбое в связи с происшествием на территории Чечни 25 лет назад. Это сделано по требованию генеральной прокуратуры страны.
- Представители чеченской диаспоры в Бельгии протестуют против депортации в Россию Ислама Албакова, с 2018 года находящегося в депортационной тюрьме. Родственники Албакова утверждают, что в России ему грозит смертельная опасность. Два года назад суд приостановил депортацию Албакова в Россию, однако прокуратура обжаловала это решение и настаивает, что он опасен для страны. Сейчас дело рассматривается в Верховном суде Бельгии.
Chechenews.com
16. 05.23.