Главная » Все Новости » В Мире » Приднестровье — геополитическое поражение Путина

Приднестровье — геополитическое поражение Путина

403282_original

Украина разорвала договоренности с Россией, разрешавший транзит российских военнослужащих на территорию Приднестровья. Это решение будет иметь существенное влияние на ход украинского кризиса. Если Россия что-то сделает с Приднестровьем — будет еще одна гирька на шее у страны.

Приднестровье — провальный проект, это было понятно с самого начала. Чудовищно коррумпированная и экономически неэффективная советская по сути модель закономерно привела к экономическому коллапсу. Но до тех пор, пока Украина была к нам дружественно-нейтральной, Приднестровье висело на ниточке ж/д-сообщения с Россией, и можно было делать вид, что там наш военный форпост, обеспечивающий влияние России на юге Европы. Но все эти разговоры про геостратегии интересны только для членов Изборского клуба.

В начале 90-х ситуация там была аналогичной нынешнему Донбассу: использовали риторику про румынский и молдавский фашизм, про необходимость защиты русских, писали, что это индустриальное сердце региона. Через 20 лет оказалось, что население Приднестровья сократилось с 750 тысяч человек до 350. Не умерли — разбежались. Там сохранилась советская власть в лице «красного директора» Игоря Смирнова и спецслужбиста Владимира Антюфеева.

Организовали жесткую сталинскую модель управления, с монополизацией экономики, подмял под себя все сферы бизнеса, полностью уничтожив конкуренцию — как следствие, экономика в регионе оказалась неэффективной. Произошел повтор экономической катастрофы СССР на отдельно взятой территории. Четыре пятых бюджета Приднестровье получало помощью от России, а у нас теперь денег немного.

Украинские власти понимали, что снабжение сепаратистов оружием идет в значительной степени из Приднестровья. Как только начался Донбасс, они закрыли перемещение российских военных туда, так что запрет де-факто действует уже год. Просто публично это не озвучивалось, не нужно было ни Украине, ни России. А сейчас Порошенко чувствует себя настолько сильным, что подписал бумаги и укрепил запрет де-юре.

Путин закономерно проглотил бесплатный сыр в Крыму и попал в мышеловку. Патриотами раздута стратегическая ценность Приднестровья, так что оставить его без внимания он не может. Но и сделать ничего не может: воздушный мост не выстроить, Украина не пустит в свое воздушное пространство.

Пробивать сухопутный коридор нельзя — мы тут же получим новые санкции. «Слить» Приднестровье напрямую Путин тоже не может. Сейчас патриотическая общественность пытается раскачать проблему, чтобы вынудить Путина ввязаться еще в эту эпопею, пока он не окажется совсем изолирован от цивилизованного мира и полностью зависим от патриотического крыла.

Опыт Приднестровья показывает, что тот самый геополитический сюжет, который так любит Изборский клуб, привел к историческому тупику. Вместо пафосных продвижений зоны российского влияния идет сокращение. Путин необратимо потерял Украину, никогда она так не ориентировалась на Европу, как сейчас. Потерял Приднестровье: самостоятельно оно существовать не сможет и будет скрестись передней лапкой в ЕС.

На глазах перепихивает Донбасс обратно в Украину как горячую картошку, пытаясь запихнуть ее за шиворот Порошенко. Порошенко, конечно, говорит, что никогда не признает эту территорию чужой, но и брать ее не спешит: поддержку тамошних жителей получить не сможет, денег на восстановление региона не хватает.

Приднестровье-2 идет по пути Приднестровья-1, превращаясь в черную дыру. Буквально вчера лидеры ДНР сообщили, что считают себя неотъемлемой частью Украины.

Украина новую войну не хочет и не может начинать, зато граница будет укреплена. Саакашвили, чья Одесская область граничит с Приднестровьем, сделает все, чтоб обеспечить там безопасность. Сами приднестровцы тоже вряд ли войдут воевать, зеленых человечков-то там нет. ЕС война в Приднестровье не интересна, Молдавии — тоже. Что Меркель, что Обама понимают, что единственная сфера, в которой у Путина с Западом есть нечто похожее на паритет — военная. Во всех остальных он проигрывает, так что они стратегически заинтересованы в мирном решении проблемы.

Зато приднестровская власть категорически против мирного решения, им нужно обострить ситуацию, создать атмосферу ожидания войны, в которой люди в погонах сохранят свои места и кормушку. Так что они раздувают истерику, что на них нападут. Не исключено, конечно, но зачем? Само отвалится.

Приднестровье — геополитическое поражение Путина. Единственное, что мы можем этому противопоставить — истерию, что пусть нам жрать и нечего, но зато мы отстаиваем высокие ценности. Мы проигрываем Донбасс, но надо же где-то побеждать. Если нет новых инфоповодов, которые позволяют говорить, что мы встаем с колен, и объяснять, почему надо затянуть пояса, через полгода рейтинг начнет падать. А если Россия что-то сделает с Приднестровьем, можно будет подать это как победу, хотя это будет просто еще одна гирька на шее у страны.

Дмитрий Орешкин, опубликовано в издании  Новая газета

15.06.15.