Главная » Новости » «Пропавших ждут избиения и пытки»: новая волна похищений в оккупированной Чечне

«Пропавших ждут избиения и пытки»: новая волна похищений в оккупированной Чечне

В июле чеченские силовики похитили почти два десятка местных жителей, сообщают оппозиционные чеченские телеграм-каналы. Сайт Кавказ.Реалии связался с активистами и выяснил подробности произошедшего, а также возможные причины новой волны массовых похищений.

Первое сообщение о похищении жителей Шалинского района Чечни появилось 9 июля в телеграм-канале 1ADAT. По их данным, силовики забрали восемь членов семьи Ахматхановых, среди них: Адам, Сулим, Турпал-Али, Лом-Али, Хусейн, Абу-Бакар, Хасан и Али Ахматхановы. Кроме того, похищены были и двое их родственников из семьи Джаватхановых, это подтвердили и в движении NIYSO. Активисты утверждают, что один из незаконно задержанных – 14-летний Асхаб Джаватханов.

Также сообщалось о похищении братьев Тамерлана и Муслима Исаевых из поселка Гикало в Грозненском районе. В «операции», по данных источников NIYSO, участвовали сотрудники МВД по Чечне из отдела по противодействию экстремизму (Центр «Э”). 6 июля стало известно о пропаже Абдуррахмана Домбаева в Шали; 14 июля NIYSO и 1ADAT сообщили, что там же силовики похитили Магомеда и Ахмада Ибрагимовых. Если полагаться на эти данные, то всего в июле были похищены не менее 17 человек.

Официально власти Чечни о рейдах не сообщали. Редакция Кавказ.Реалии обратилась к российским и международным правозащитным организациям, которые занимаются в том числе насильственными исчезновениями в Чечне, но через них подтвердить информацию о пропавших также не удалось. Сами оппозиционные чеченские активисты своих информаторов не раскрывают.

По словам одного из основателей движения 1ADAT Ибрагима Янгулбаева, похищенные все еще находятся в нелегальной тюрьме – то есть официально не задержаны. В Чечне действует «параллельная пенитенциарная система» с секретными тюрьмами, в которых людей могут содержать длительное время без предъявления каких-либо обвинений.

Представитель движения NIYSO по имени Ансар (его фамилия не раскрывается по соображениям безопасности) рассказал, что о похищениях им сообщают родственники, знакомые, друзья или односельчане исчезнувших. По его словам, сейчас против похищенных фабрикуют уголовные дела по статьям 228 («Незаконный оборот наркотиков») и 208 («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем») Уголовного кодекса РФ.

«Конечно, первостепенная задача [силовиков] в случае похищения местных жителей – отправить их в Украину. Но этому может препятствовать как нежелание самих похищенных, так и ощущение российских сотрудников, что человек в случае отправки может направить оружие против российских военных», – полагает активист.

Исчезают «по цепочке»

По словам Ансара, зачастую похищенными оказываются члены одной семьи, поскольку российские силовики действуют «по цепочке»: забирают сначала одного, а затем – его родных, друзей и знакомых: «Если в телефоне что-либо обнаружат, даже просмотры, лайки и подписки на каналы, критикующие оккупационную власть, то ты уже становишься «шайтаном» для них».

В свою очередь, Ибрагим Янгулбаев говорит, что по мнению Кадырова, отец, братья, дяди и другие родные «провинившегося» также должны отвечать за слова и действия своего родственника. По его словам, фабрикация уголовных дел связана с тем, что федеральный центр выделяет деньги на борьбу с «терроризмом, экстремизмом».

«Они тупо похищают людей, которые недовольны властью. Бывает, группа парней собирается, между собой болтают и критикуют власть. Там может оказаться стукач. Он идет в РОВД, и людей похищают. Им дают выбор: либо отправляешься в Украину воевать, либо в тюрьму. На них вешают статьи», – рассказал Янгулбаев.

Тот факт, что сейчас похищения происходят в основном в Шалинском районе Чечни, Ибрагим Янгулбаев объясняет вероятной связью с назначением нового начальника ОМВД этого района. 4 июля исполняющим обязанности начальника стал Рамзан (Хамзат) Эльмурзаев, об этом сообщило республиканское информагентство «Грозный.Информ».

«Когда нового сотрудника ставят в район, этот человек первые месяц-два будет «делать результаты», показывать себя Кадырову, какой он ценный сотрудник. Поэтому похищают обычных парней, которые ни в чем не участвовали», – убежден активист.

Ранее оппозиционный чеченский блогер Хасан Халитов назвал Эльмурзаева приближенным к зампредседателя правительства Чечни и другу детства Рамзана Кадырова Абузайду Висмурадову. Кроме того, Халитов обвинял силовика в пытках.

«Хамзат из тех, кто для результата пытает людей и делает акцент на тех молодых парнях, у которых нет отцов и нет влиятельных родственников, которые смогут помешать его беспределу», – писал блогер.

Повторение майских похищений?

Похищения людей, происходящие в одном месте в течение нескольких месяцев, неслучайны, полагает аналитик по Северному Кавказу Гарольд Чемберс.

«Некоторые из похищений в Шали были связаны с поджогом автомобиля Dustum, но, скорее всего, имели место иные обстоятельства, поскольку это длительная кампания», – говорит эксперт.

Речь идет о ролике, на котором неизвестный мужчина поджигает автомобиль с номерами Dustum и надписью К13 – это позывные, которые использует 16-летний сын главы республики Адам Кадыров. Предположительно, это случилось в мае – по подсчетам сотрудников Центра защиты прав человека «Мемориал», за неделю в Шалинском и Урус-Мартановском районах похитили как минимум 80 человек. По данным правозащитников, в ходе пыток один из них погиб в отделе полиции.

«Тот факт, что похищения настолько затянулись, а в округе прошли кадровые перестановки, позволяет предположить, что за этими похищениями стоит нечто большее, чем просто поджог автомобиля. Других очевидных причин для того, чтобы кадыровцы нацелились на этот регион в последние недели, нет», – продолжает Чемберс.

У эксперта есть два предположения. Первое из них – это неподтвержденное сообщение об активности дронов. Напомним, что в начале июля в украинских и оппозиционных чеченских телеграм-каналах появилась информация о том, что до Шелковского района Чечни якобы долетели дроны, эту информацию опровергли кадыровские СМИ.

«Появление дронов, как сообщает NIYSO, может указывать на активность боевиков и, таким образом, может объяснить недавние похищения людей», – говорит эксперт, но подчеркивает, что это лишь предположение.

Еще одним поводом для репрессий Чемберс назвал расследование «Проекта», которое в том числе коснулось темы хищения и отмывания денег. Напомним, что, по данным расследователей, 15 молодых чеченцев без кредитной истории и прозрачных источников дохода – почти все проживают в Шалинском районе – за последние 18 месяцев через посредников получили из бюджета в виде беспроцентных займов 48 млрд рублей.

Что касается судьбы похищенных, то здесь Чемберс солидарен с предыдущими спикерами: «Похищенных ждут избиения и пытки, возможны смерти. Вероятно, их отправят в Украину, но эта информация, скорее всего, просочится вскоре после того, как это произойдет».

Ибрагим Янгулбаев предположил, что новые похищения не связаны с майскими, однако никакие подробности в подтверждение этой версии он не озвучил.

  • О том, что в Чечне похищают людей для отправки в Украину, сообщается с 2022 года. По словам правозащитников и блогеров, похищенных заставляют подписывать контракт под угрозой провести неопределенное время в «секретных» тюрьмах.
  • Тело одного из задержанных в Шали в мае, Абдуллы Магамадова, 18 мая выдали родственникам – его похоронили под присмотром сотрудников местного отдела полиции, сообщил оппозиционный блогер Тумсо Абдурахманов. Также телеграм-каналы 1ADAT и NIYSO со ссылкой на присутствовавших на погребении рассказали, что на погибшем были следы пыток: синяки и отметины от ударов током.

www.kavkazr.com

Chechenews.com 

23.07.24.