Владимира Путина и Дональда Трампа объединяет, помимо прочего, презрение к действительности. Иначе говоря, они оба беззастенчиво лгут. Ложь, разумеется, так же стара, как и сама политика, однако лидеры двух основных ядерных держав планеты выделяются на общем фоне. Они возводят манипуляцию истиной в ранг искусства. Они правят как художники, творцы.

С помощью лжи оба они формируют альтернативную реальность —  ту, которая им наиболее выгодна. Не важно, что ими движет, цинизм или конъюнктурные соображения, поскольку результат всегда один: они размывают границы между правдой и ложью. Даже если принять тот факт, что мифологии отводится заметная роль в обеспечении общественного единства, игры Путина и Трампа с действительностью вызывают тревогу.

Путинское отрицание

В Совете безопасности ООН Россия выступила против формирования международной структуры, которая взяла бы на себя расследование произошедшего и судебный процесс над виновными. В результате Нидерланды выступили с инициативой по международному следствию. Его заключения были обнародованы на прошлой неделе и не оставляют сомнений. Ракета, безусловно, была выпущена из российского комплекса «Бук» на подконтрольной сепаратистам территории, уверяют эксперты. Комплекс был доставлен с российской военной базы в Курске, где расквартирована 53-я бригада ПВО, а затем возвращен в Россию через несколько дней после трагедии. В Гааге прокуратура заявила, что готова доказательно прочертить маршрут комплекса из России.

Отрицание является частью путинской системы, считает корреспондент «Би-Би-Си» в Москве Стив Розенберг (Steve Rosenberg): «Будь то рейс МН17, убийство Александра Литвиненко, попытка отравления Скрипаля и его дочери, государственный допинг спортсменов и вмешательство в американские выборы, ответ всегда один и тот же: «Это не мы». Говоря иначе, Россия всегда является жертвой западной клеветы.

Выдумки Трампа

У Трампа ложь выглядит грубее, если так можно сказать. Подход всегда один и тот же. Президент США лжет, оскорбляет и выдумывает. А затем отрицает, что когда-либо вообще произносил эти слова. Он утверждает, что «арабское население» Нью-Джерси криками радости приветствовало теракты 11 сентября 2001 года. Он уверяет, что Барак Обама не родился в США. Он заявляет, что отец Тэда Круза, его соперника на праймериз в 2016 году, связан с убийством президента Кеннеди. Выдумки чистой воды. Он врет с небывалой частотой для американской истории. В «Вашингтон Пост» насчитали около 2 000 случаев лжи с момента его появления в Белом доме. Президент Путин не любит, когда перед ним выкладывают неприятную информацию: он морщит лоб, одергивает собеседника или делает вид, что не в курсе сути дела. У Трампа на это нет и намека: он не придает никакого значения противоречию, действительности, опровержению фактами.

«Он сделал ложь чем-то совершенно обыденным», — говорит бывший директор ЦРУ Майкл Хайден (Michael Hayden). Его электорат (на 80% остался верен ему) не обращает на это никакого внимания. Правда — это «политкорректность», а он говорит «как чувствует», отвечают его сторонники. Трамп лжет «с невыносимой легкостью шарлатана», пишет Роджер Коэн (Roger Cohen) в «Нью-Йорк Таймс».

Слова американцев и так уже вызывали подозрения после государственной лжи в оправдание авантюры в Ираке в 2003 году, пусть Обама и несколько восстановил кредит доверия. Холодную войну питала ложь как на Востоке, так и на Западе. Как бы то ни было, вездесущность лжи Трампа стала чем-то поистине новым, считает Хайден: «Принятие этой постправды означает отход от уроков Просвещения, которые сформировали Америку XVIII века: центральная роль фактов и принятие сложности событий».

В Москве ложь становится одним из способов переписать события, чтобы обвинить Запад во всех бедах страны. Россия стала жертвой западного заговора — именно такое объяснение дается всякий раз, как сложность реальной жизни противоречит путинской версии истории. Все это, конечно, не отменяет действительно темных ситуаций, как было, например, с российским журналистом Аркадием Бабченко, который сначала был «убит» в Киеве, а на следующий день воскрешен украинскими спецслужбами.

Как бы то ни было, общие обвинения в сторону Запада (они не всегда необоснованы) стирают особенности каждого случая. И формируют черно-белую картину, которая создает другую, альтернативную действительность.

У Путина все опирается на политический расчет, а у Трампа — на патологический нарциссизм. В своей работе о тирании великий американский историк Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) отмечает следующее: «Отрекаться от фактов — значит отрекаться от свободы. Если ничто не истинно, то больше нет оснований для критики власти».

Le Monde, Франция

Chechenews.com

01.06.18.