Лет 10 назад по интернету гулял юмористический ролик «Водка – яд!». Авторы презентовали его как «уникальное лечебно-методическое пособие, бичующее язвы современного человека». Закадровый гипнотизер многократно повторяет заклинание «воткаяд! воткаяд!! воткая-а-ад!!! не пей вотку!!», потом на разные голоса: «курить – смерть! не кури!!», «пиво – это мерзко! не пей пиво!!». И тут же, без паузы, продолжает завывать: «е@@ться стыдно!стыдно!», «дети – это страшно!», «г@@доны – это несправедливо!», «жрать – это излишне!», «думать – это тупо!», «качаться – тоже тупо!».
Авторы юмористического ролика доводят до абсурда борьбу с пороками, начиная с тем же усердием бичевать саму жизнь. Это – забавный троллинг. Алексей Венедиктов делает то же самое в отношении американских санкций. Это – подлый троллинг.
Суть санкционных списков в отношении тех, кто помогал и помогает путинскому режиму совершать преступления в том, чтобы показать всему миру токсичность Путина. Вот это самое, что в ролике: «Путин – это яд!». Только там – ирония, а тут – вполне серьезно. Путин – международный преступник, которого в данный момент невозможно судить, поскольку за это удовольствие человечество должно будет заплатить множеством жизней. Поэтому Запад пошел по пути создания вокруг Путина санитарной зоны. Путин – яд и смерть, и все, кто близок к нему, все, кто ему помогает – оказываются внутри этого чумного барака. И все американские граждане, которые сотрудничают с зачумленными, подлежат принудительной санобработке.
Вопрос в размерах «чумного барака». Это – вся страна, все 140 миллионов, включая грудных детей? Есть те, кто хотел бы сделать именно так. Но США так не хотят. Американцы хотят поместить в «чумной барак» Путина и его подельников, а не большинство граждан России, которые сами стали жертвами путинского оккупационного режима. Тогда где граница «чумного барака»? Авторы «методического пособия», критериев для «Кремлевского доклада» конгресса США и американского минфина, Андрей Пионтковский и Андрей Илларионов предлагают помещать в «чумной барак» не всех российских богачей, а только прямых путинских подельников. Они пишут: «Крупные российские бизнесмены не должны быть включены в список только из-за размеров своих активов. Некоторые из них создавали свои состояния до Путина, и затем, для того, чтобы выжить, вынуждены были платить крупную дань».
И тут на сцену выпрыгивает Алексей Венедиктов. Вернее, не так. Сначала он выталкивает Карину Орлову, которая начинает троллить Пионтковского с Илларионовым, обвиняя их в том, что они лоббируют интересы миллиардеров ельцинского призыва. Наскоки Орловой оказались довольно неубедительными: уж слишком несопоставим вес венедиктовской ученицы и двух политологов, а главное, с аргументацией у Орловой явно не задалось. И вот тогда ААВ выскочил сам. Это случилось в беседе с Бунтманом на «Эхе» от 27.01.18., где Венедиктов совершенно в духе того самого юмористического ролика, с описания которого я начал данный текст, троллит Пионтковского, Илларионова, а вместе с ними и всю идею американских санкций, требуя включить туда всех богатых людей страны.
Метод троллинга прост и стар: размывать границы здравого смысла, довести все до абсурда, а потом отойти в сторонку и кривляясь показать на оппонента пальцем, высунуть язык и покрутить пальцем у виска. Доказывая «неправильность» того водораздела, за которым начинаются санкции, Венедиктов приводит список из нескольких богачей ельцинского призыва, которые при Путине увеличили свое состояние. При этом ААВ благоразумно изымает из своего «дополнительного санкционного списка» Михаила Ходорковского. Видимо, потому, что не хочет выглядеть полным идиотом и подлецом. Хотя цель, которую он преследует и приемы, которые он использует с полным правом можно назвать, если и не идиотскими, то уж точно подлыми. Попробую выступить в новом для себя жанре и потроллить тролля.
ААВ упрекает своих оппонентов в том, что они «лоббисты ельцинских богачей» на том основании, что те, приобретя свои миллиарды при Ельцине, при Путине стали еще богаче. И при этом изымает из списка своих претензий МБХ. А, собственно, почему? «Форбс» оценивает состояние МБХ в 1997 году в $ 2,4 млрд, а в 2003 году, то есть в год ареста – в $ 15 млрд. То есть при Путине МБХ «разбогател» в 6,25 раз. МБХ отсидел 10 лет по политическим мотивам и у него все отобрали, и поэтому ААВ милосердно изымает его из своего «дополнительного санкционного списка». Но ведь, dura lex, sed lex, даже если это закон абсурда от Венедиктова. Увеличил при Путине свое состояние в 6,25 раз – становись в санкционный ряд по логике закона абсурда, придуманного Венедиктовым!
А собственно, почему надо ограничиваться только долларовыми миллиардерами? Уж размывать границу, так делать это так, чтобы абсурд лез из ушей, не так ли, Алексей Алексеевич? А давайте в санкционные списки включим всех, у кого доход стал выше после 7 мая 2000 года, то есть с момента первого срока Путина? А что, ведь всех этих людей можно считать бенефициарами, а значит, по логике ААВ, подельниками путинского режима.
Санкции это, конечно, не Нюрнбергский трибунал, но общее у этих явлений то, что меры, которые предпринимаются, направлены против верхушки преступного государства. В Нюрнберге было 24 обвиняемых, из которых 19 получили обвинительный приговор, трое оправданы, один признан неизлечимо больным. Из всей махины рейха – 24 человека! Да, потом был долгий процесс денацификации, в ходе которого свое получили уже многие. США хотят провести границу того «ближнего круга» пособников Путина, которые должны оказаться под санкциями сейчас, в 2018 году. Потом этот круг будет почти наверняка расширяться. Пионтковский и Илларионов, как эксперты, знающие ситуацию внутри российской власти лучше американцев, помогают им очертить этот круг.
Вся путинская обслуга им в этом пытается помешать, причем, каждый делает это в соответствии со своим функционалом. Соловьев с Киселевым плюются, беснуются, орут, что все нам нипочем, и вообще, что Америке скоро кирдык. Венедиктов прикидывается своим, едет в США, куда его пока пускают, и пытается помешать санкциям, атакуя их со стороны логики абсурда. Пытаясь размыть санкционные границы, уничтожить критерии здравого смысла. У него это, конечно, не получится, о чем сам ААВ прекрасно знает. Но, во-первых, а вдруг. А, во-вторых, он ведь пытался, все видели, так что ему зачтется…
Цель санкций – показать всему миру, что Путин – это яд и смерть. Отклик на них в российских медиа показывает, что такие как Соловьев – это мерзко, а такие как Венедиктов – это очень, очень стыдно…