На турецко-сирийской границе вырисовывается кошмарный сценарий: 30 000 сирийских беженцев скопились у закрытого пограничного пункта Баб ас-Салама. Десятки тысяч других сейчас находятся в пути, стремясь сбежать из окруженного Алеппо. Турция уже разместила на своей территории 2,5 миллиона сирийцев и может не справиться с таким притоком беженцев.
Оказавшийся под градом российских ракет главный путь снабжения сирийских повстанцев из Турции теперь перекрыт. Единственная свободная дорога сейчас идет из Сирии в турецкий Рейханлы через пограничный пост Баб аль-Ава. Бойцы, продовольствие и медикаменты пока еще могут идти по ней, но сколько еще она останется открытой?
Турция оказалась бессильной свидетельницей финальной стадии плана, который запустила Россия в сентябре 2015 года, чтобы помочь удержаться в седле своему протеже Башару Асаду. Москва вытесняет Анкару из Сирии. Продвижение сил Дамаска под дымовой завесой российской дипломатии в Женеве стало серьезным ударом для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который сделал свержение Асада альфой и омегой своей внешней политики.
«России придется ответить за все те жертвы, что гибнут сейчас по ее вине, — заявил он на пресс-конференции по итогам визита в Сенегал 5 февраля. — Разумеется, Турция находится под угрозой, раз ее граница с Сирией простирается на 911 километров. Разве у России есть граница с Сирией? А у Ирана? (…) Все, кто поддерживают эту бойню, становятся ее соучастниками».
Эрдогану пришлось проглотить горькую пилюлю: с самого начала сирийского конфликта он всячески поддерживал выступивших против Асада повстанцев, сделав ставку на казавшееся неминуемым свержение тирана. Сейчас же, не имея рычагов действия в Сирии, Турция вынуждена смотреть, как ее протеже (туркменов и исламистов «Джабхат ан-Нусра») обстреливает российская авиация. Кроме того, отношения с северным соседом становятся все хуже. В четверг Москва обвинила Анкару в подготовке вмешательства в Сирии. «Это утверждение просто смехотворно», — заявил президент Эрдоган во время поездки в Дакар. Турция связана принадлежностью к НАТО и дала понять, что не может ничего предпринять в Сирии без согласия союзников.
В Москве же такие подозрения возникли после того, как турецкие военные запретили российской авиации летать у сирийской границы. Российские разведывательные полеты над Турцией должны были пройти с 1 по 5 февраля в рамках подписанного в 2002 году договора «Открытое небо».
Напряженность растет. 29 января турецкие военные сообщили, что российский Су-34 вновь нарушил воздушное пространство страны. В случае рецидива они пообещали ответить с риском повторения инцидента ноября 2015 года, когда турецкие F-16 сбили оказавшийся в воздушном пространстве Турции российский военный самолет.
Недавние разногласия послужили Кремлю предлогом для развертывания в Сирии четырех новых истребителей Су-35, которым поручено сопровождение бомбардировщиков и повышение их эффективности с помощью расширения обзора. Кроме того, размещение комплексов С-400 на севере Сирии после ноябрьского происшествия по факту приковало турецкую авиацию к земле.
В Турции паранойя достигла своего апогея. «Сирийский вопрос стал для России экзистенциальной манией: русские так хотят победить в Сирии, что готовы объявить нам войну», — писал 4 февраля журналист проправительственной газеты Yeni Şafak Мерве Себнем Орюк.
Как бы то ни было, для ослабления давнего врага не обязательно объявлять войну. Появления миллионов новых беженцев должно хватить для дестабилизации Турции и, рикошетом, Европейского Союза.
Кроме того, в игре против Анкары и Запада у президента России Владимира Путина есть на руках еще одна сильная карта: «Демократический союз», «марксистское» объединение сирийских курдов, которые традиционно ностальгируют по СССР.
Демсоюз объявил об открытии представительства в Москве 2 февраля. В результате Кремль может убить одним выстрелом двух зайцев. Прежде всего, он разжигает недовольство турецких властей, которые видят в ДС отделение Рабочей партии Курдистана, врага номер один Анкары с 1984 года. Далее, что еще лучше, это вбивает клин между Турцией и США, чьи отношению уже и так пострадали из-за разногласий по поводу Демсоюза, который считается на Западе надежным союзником против ИГ.
Сирийские курды стремятся объединить два своих «автономных» региона (Кобане и Джезире) на востоке от Евфрата с Африном в провинции Алеппо. Москва же, нынешний мастер сирийской игры, едва ли откажет им в этом.
Источник: inosmi.ru
11.02.16.