«И если бы под словом «Россия» подразумевался только правящий режим! В том-то и беда, что нет — русский народ действительно един со своей властью». Ю. Нестеренко
Около года назад была опубликована статья В. Портникова «К друзьям-москалям«. В ней, напомню, рефреном звучит призыв к россиянам покаяться за войну, развязанную Путиным в Украине: «Важно, чтобы у вас возникло желание — хотя бы мысленно — постоять на коленях у могилы каждого украинского парня, каждой девушки, загубленных вашим безумным государством».
Примерно тогда же на украинских сайтах был отмечен всплеск резких высказываний в адрес несистемных российских оппозиционеров, в разных вариантах повторивших портниковские «не надо нам помогать, не нужно учить нас жизни, радоваться нашим пейзажам и продуктам, не нужно приезжать к нам на форумы интеллигенции и рассказывать нам о коррупции …единственное, что еще может когда-нибудь, через десятилетия, нас примирить, — ваше раскаяние, ваше понимание нашей боли».
Свое отношение к этой ситуации и публикациям украинского журналиста я выразила, написав пост «Пена«, и никак не предполагала, что придется снова вернуться к теме ответственности россиян за преступления путинской ОПГ. На этот раз «взяться за перо» заставила статья О. Кашина «Власть — это другие«. В свете происходящих в Украине и Сирии событий трудно без эмоций читать этот текст. Предлагаю вниманию читателей основные тезисы:
«… властная группировка, который год подряд удерживающая в своих руках Россию, не имеет вообще никакого отношения к населяющим страну людям. Власть не есть производная от народа, она, как и ее советские предшественники, ведет себя по отношению к народу как внешняя сила, опирающаяся на что угодно, но не на самих людей.
Власть — это другие. То, что у нас нет физических возможностей прогнать ее или наказать, не делает эту власть ни передовой, ни какой-то еще частью нашего общества. Переход из народа во властную группировку — да, это очень распространенное явление, но это именно переход, выход из народа, уход от него к чужим.
Вопрос ответственности — это ведь в каком-то смысле и вопрос выбора, и уж добровольно (!) этот выбор делать не стоит в любом случае. Ни благородства, ни гуманизма в таком выборе нет, только глупость, выводящая из-под удара конкретных виновников конкретных поступков…
Они не такие же, как мы, у нас нет ничего общего… Нет и не может быть никакой ответственности всего народа за их действия или бездействие. За их войны, за их суды, за их воровство, за их выборы, за их бронеавтомобили «Каратель», за их Сирию, за их Чечню. За их четыре миллиона доносов, в конце концов».
Вот как все легко и просто, россияне. Кого-то еще мучает чувство вины или стыда за путинские преступления? Тогда Кашин со своей колыбельной идет к вам. Оказывается, народ — это одни, а власть — это совсем другие. Власть (бывшие подполковник Путин, матрос-моторист Мутко, переводчик с турецкого Песков, журналист Рогозин и иже с ними) — не есть производные от народа. Это представители внеземной цивилизации. Прилетели с Марса. Уходишь во власть к марсианам — ты чужой, уходишь из власти (пенсия, увольнение, показательная посадка) — снова свой, родной. Ничего общего между ними нет. Боже упаси. И моральные ценности у них, естественно, разные: воровство, коррупцию, войны, территориальные грабежи власть одобрямс, а народ осуждамс. Кузькину мать всему миру и ядерный шантаж еще больше осуждамс. Решительно и сурово.
Власть и только она — конкретная виновница конкретных поступков, а народ вообще ни при чем. Никакой ответственности за их войны, их суды, их воровство, за их выборы, за их бронеавтомобили «Каратель», за их Сирию, за их Чечню не несут самые «достойные» представители народа, так сказать, цвет нации — кремлевские лохотронщики Киселевы-Соловьевы, активно участвующие в информационной войне России против мира и оболванивании популяции. «Донбасские трактористы», воюющие на территории сопредельного государства. Российские летчики, испытывающие новейшее вооружение на мирных сирийских жителях…
А если без сарказма, то давайте на минуту представим, что речь идет не о стране, а о семье, в которой один из ее членов — Чикатило. Все родственники в курсе преступлений маньяка. Одни молчат, потому что боятся или им все равно. Большинство же в силу своих дурных наклонностей не только горячо одобряет злодеяния, но и активно помогает садисту. И что же? Члены этой семейки тоже не несут никакой ответственности за своего выродка? «…два процента доносчиков не делают доносчиками остальные девяносто восемь процентов; два процента доносчиков не распространяют ответственность за свои доносы на всех остальных», — заявляет гуру с «Дождя». Да, действительно, один извращенец не делает извращенцами всю семью. А соучастниками? Путин и Ко давно переплюнули Чикатило. На их счету не 50 с гаком, а десятки тысяч жертв. Не надо иллюзий и колыбельных. Геноцид чеченцев, нападение на Грузию, захват Крыма — весь этот стыд путинская гоп-компания вершила не в одиночку, а руками своих сограждан. При молчаливом согласии одних и ликующих великодержавных завываниях других. И это однозначно соучастие. Тот, кто сотрудничает с чудовищем, сам уподобляется ему.
«Нет и не может быть никакой ответственности всего народа за ИХ действия или бездействие», — продолжает баюкать читателей Кашин. А мне на ум сразу приходит вопрос: «А вообще хоть за что-нибудь российский народ ответственен? За какие-нибудь СВОИ действия или бездействие?» Я сейчас даже не про преступления власти. Оставим пока эту тему и вспомним 90-е. Годы, когда свобода у народа уже была. Почитайте «Исход«: «И расцвет негосударственных СМИ, и свобода митингов, и достаточно честные выборы, и реальная многопартийность — словом, все, о чем сейчас мечтает оппозиция, у народа УЖЕ БЫЛО. И вот — этот самый народ, имея все это, САМ, ДОБРОВОЛЬНО спустил все свои свободы в путинский сортир». Единственной национальной идеей, к которой оказалась восприимчива гибридная масса, стало не развитие страны на благо всех ее жителей и процветание нации, не защита свобод или, к примеру, установление мира и добрососедских отношений с соседними государствами, а утопическое возрождение рухнувшей империи, собирание земель и борьба с вымышленными врагами России.
Под патриотическое блеяние большинства происходит сегодня разграбление страны, Кремль продолжает пополнять список своих злодейств и беззаконий, но Кашину все божья роса — «мы не рабы, рабы не мы», «не виноватая я, он сам пришел». «Полицейские, чекисты, губернаторы, депутаты — они посторонние, они чужие… Они не такие же, как мы, у нас нет ничего общего» — без умиления читать эти строки невозможно. Интересно, и чем же особо отличаются друг от друга власть и ватный народ? Воруют так же, только масштабы поменьше, это мы уже выяснили. Отношение к религии и национальным праздникам одинаковое (про православное победобесие читать здесь). Отношение к допинговым и офшорным скандалам с участием России тоже — наших бьют! В плане имперских закидонов и захватов чужих территорий — полное единодушие. Гармония любящих супругов.
Налицо прогрессирующая моральная и интеллектуальная деградация и одних, и других. Переоденьте «жэковскую тетку с прической или военного пенсионера с соседней дачи», посадите в Госдуму или Совфед, и, я вас уверяю, никаких сомнений в том, что это «законные представители власти», ни у кого не возникнет. Потому что лепить они будут ту же ахинею, что и тамошние персонажи. И так же послушно голосовать за любую прихоть «гопника из питерской подворотни». Впрочем, похоже, что и переодевать кого-то уже особой нужды нет.
Поскольку отныне на официальные мероприятия в качестве экспертов «разводить слюнявки» и «вить вьюна» приглашается всякий сброд вроде интеллектуального убожества Залдостанова. И ничего. Никто не умер от стыда или негодования. И знаете почему? Да потому что никакой особой разницы между «одними и другими» нет. Чтобы попасть во власть, необязательно быть умным, образованным, разбираться в политэкономических вопросах или в возглавляемой сфере деятельности. Основной критерий — лояльность текущему курсу партии. Так сказать, «патриотизьм». Соответствующие связи, немного везения, и ты, как мотоХирург, в дамках. Среди друзей Путина. Получаешь от государства миллионные гранты и учишь уму-разуму всяких Грефов и Кудриных.
Чью же совесть пытается усыпить Кашин? К кому обращается? Явно не к ватникам. Апеллировать к разуму гибридного народа бессмысленно. После круглосуточных бдений возле останкинского дуроскопа и возлияний «Боярышника» там, похоже, произошло полное разжижение мозгов. Убаюкивать их стыд и внушать «нет и не может быть никакой ответственности всего народа…» необходимости нет. У «встающих с колен» эти чувства давно атрофировались.
Стало быть, проповедь «Власть — другие» адресована инакомыслящим? Зачем?
Сложно сказать, какую цель преследовал журналист, «бегая с моющими средствами вокруг черного кобеля». Очевидно одно — рассуждения Кашина на тему «власть — другие» сами по себе являются свидетельством дегенеративных процессов, которые сегодня имеют место в российском обществе. Продвигаемая автором позиция сродни утверждению «крепостные не несут ответственность за проступки барина» и подтверждает фактически состоявшуюся холопизацию населения. А призывы к больному социуму, и так уже находящемуся в состоянии затяжной прострации, отказаться от всякой ответственности за происходящее в стране говорят о нарастающей гибридизации всех сфер жизни россиян.
В данном случае о появлении гибридной оппозиции, которая на словах выступает против режима, а на деле льет воду на мельницу путинской братвы. Логика действий Кремля понятна: власти, давно превратившей население в послушных баранов и соучастников своих преступлений, не нужны рефлексирующие бунтари, пытающиеся вывести народ из имперского «запоя» и угрожающие ее легитимности. Чем меньше потенциальных разрушителей системы останется в стране, тем система стабильней и жизнеспособней. Поэтому атаки направлены в первую очередь против самых заметных и активных «национал-предателей» в расчете либо выдавить их из страны, либо заставить замолчать. По-хорошему или по-плохому. Убаюкивание совести, на мой взгляд, из той же оперы.
Особенно тревожно в этом контексте звучит кашинский пассаж о глупости добровольного выбора. А какой еще, по мнению гуру, должен быть выбор у человека, который «относится к себе как к самостоятельной сущности со своими интересами и ценностями, среди которых нет и не может быть ни их полицейской дубинки, ни их выдуманной геополитики, ни их традиций…»? Принудительный?
Как мне представляется, подчиняться чужому выбору обычно приходится детям, недееспособным, заключенным и рабам. Интересно, к какой категории предпочитает отнести себя Кашин?
Не могу также не напомнить о «глупцах» вроде Немцова, Новодворской и им подобных, которые, якобы презрев гуманизм и благородство и выводя из-под удара конкретных виновников конкретных поступков», сделали добровольный выбор в пользу личной ответственности за преступления власти.
Возвращаясь к В. Портникову. Несмотря на то, что в «Пене» я позволила себе резкие выпады в адрес украинского журналиста, мне близка его позиция по поводу ответственности россиян за путинские злодеяния: «… чем яснее ваша непричастность к вашему государству, тем глубже должно быть это понимание и эта готовность к раскаянию. Раскаянию за других. … Научитесь, наконец, отвечать за собственное государство. За его преступления и его ошибки. Поймите, что степень вашей ответственности стократно выше, чем степень ответственности преступников и глупцов». Да, «национал-предатели» непричастны к аморальному большинству. Не голосовали за Путина, не ходили на митинги в его поддержку, не аплодировали захвату Крыма… Но значит ли это, что испытывать горечь от того, что ты не смог остановить преступников и чувство стыда за мерзости, которые совершались от твоего имени — глупость? По-моему, это нормально для здоровой, сформировавшейся личности. Гораздо благороднее и гуманнее закрыть глаза на преступления и заявить «власть — другие»?
«Я люблю свою страну и ненавижу государство». Власть в своей пропаганде отождествляет эти понятия, навязывая глубоко презираемому ей народу нехитрый тезис «кто против нас — тот против России!» Увы. Приходится признать, что этот тезис, на первый взгляд кажущийся одной из самых грубых и грязных подмен в общем потоке льющегося сверху вранья — на самом деле соответствует действительности. Они действительно и есть Россия. Точнее — одна из неразрывных ее составляющих.
Вторая — тот самый народ, а если называть вещи своими именами — рабско-холуйская биомасса, поддерживающая, питающая и исправно порождающая их вот уже восемь столетий. Государство, которое мы ненавидим — и ненавидим совершенно справедливо — не прилетело с Марса и не выползло из преисподней. Оно порождено — и на протяжении всей своей истории неизбежно воспроизводится в различных, но неизменно уродливых формах — этой страной и этим народом. И больше обвинить попросту некого. … уже тот факт, что огромное количество людей, называющих себя русскими патриотами, симпатизирует советскому режиму, причинившему русским больше зла, чем все враги за всю историю, а антикоммунистов именует «русофобами» — причем это уже нельзя объяснить неведением — есть даже не просто диагноз, а патологоанатомическое заключение». Ю. Нестеренко