Российские граждане чеченской национальности организовали акцию протеста против миграционной политики польских властей вблизи белорусско-польской границы. Об этом сообщает
Неподалеку от автомобильного пункта пропуска «Брест» с полудня понедельника возник импровизированный лагерь: женщины с детьми, взволнованные мужчины, канистры с водой и пляжный зонтик, не способный защитить всех от августовского солнца.
По подсчетам брестского правозащитника Романа Кисляка, на обочине шоссе, ведущего к белорусскому погранпереходу, собрались более 150 человек — преимущественно российские граждане чеченской национальности.
«Эти люди стремятся попасть в Европу в статусе беженца. Некоторые по 20 раз предпринимали попытку въехать в Польшу и попросить там политического убежища. Польские власти их разворачивают обратно. Нынешняя их акция — попытка привлечь внимание к своей безнадежной ситуации», — рассказывает Роман Кисляк.
Претензии к польским властям
На обочине дороги, ведущей к погранпереходу, чеченцы рассказали брестскому правозащитнику, что не понимают причин отказа во въезде в Польшу и возмущены отношением к ним.
В польском приграничном Тересполе, в пункте пропуска прибывших с белорусской стороны мигрантов размещают в стеклянном вокзальном павильоне, где нет воды и люди вынуждены сидеть на полу.
Из многих десятков прибывших прошение о политическом убежище принимают у пары-тройки семей.
«Часто вспыхивают конфликты — мигранты взвинчены», — рассказывает Роман, в начале августа проехавшийся в польский Тересполь с таджикской семьей.
Его подопечным в тот раз тоже не повезло — их вернули в Брест.
Но сейчас, говорит правозащитник, таджиков в Бресте практически нет. «Кому-то удалось выехать в Польшу, кто-то пытает счастья попасть в Европу через Украину», — поясняет Роман.
«А чеченцы в Бресте — постоянные гости. Месяц, полтора, два живут в гостиницах и на квартирах, деньги проедают, а цели достичь не могут, — говорит правозащитник. — Эти беженцы идут на контакт, рассказывают о притеснениях, угрозах и опасностях у себя на родине, но опасаются предоставлять персональные данные или фотографироваться».
Сегодня собравшиеся в лагере у белорусско-польской границы отправили своих представителей к польскому консулу в Бресте. Консул, по сведениям правозащитника, чеченцев выслушал.
Участники импровизированного лагеря у границы написали также коллективное письмо к представителям чеченской диаспоры в Польше — чтобы те вступили в диалог с польскими властями по поводу судьбы застрявших у границы соотечественников.
Белорусских законов не нарушают
По многочисленным свидетельствам в соцсетях и рассказу брестского правозащитника Романа Кисляка, к месту инцидента прибыла милиция, спецназ, видны пограничники.
Силовики разместились по другую от лагеря сторону шоссе.
«Конфликта с представителями властей и белорусскими гражданами, к счастью, нет», — утверждает Александр Тищенко, пресс-секретарь белорусского Госпогранкомитета.
«Они — в городской черте, не в пункте пропуска, не в нашей юрисдикции. Препятствий работе пункта пограничного пропуска они не чинят», — отмечает Александр Тищенко.
И объясняет: как граждане России эти люди имеют право въезжать в Белоруссию без виз и проблем. Имеют право здесь жить-гостить, регистрируясь в положенные сроки.
«Наше законодательство здесь не нарушается, они полностью соблюдают все существующие нормативы. Выезжая на территорию Евросоюза — в Польшу — они тоже ничего не нарушают. Виза Евросоюза в нашу компетенцию не входит. Мы можем только предупредить человека, что для въезда в ЕС ему нужна виза — шенгенская или национальная польская.
Запретить или ограничить им выезд без оснований мы не можем — они едут в Евросоюз просить убежища, — говорит Тищенко. — До линии границы, и даже въезжая на территорию Польши, прося о статусе беженца, они не нарушают ничего, соблюдают международные нормы и законодательство Польши. Другой вопрос, когда с ними уже работают по принятию документов на статус беженца».
«Но это — уже полномочия польской стороны, — объясняет представитель белорусского Госпогранкомитета. — И польская сторона в рамках своих полномочий определяет, кого и как принимать или не принимать».
По сведениям Александра Тищенко, поляки не штрафуют беженцев за безвизовый въезд из белорусского Бреста.
«Если бы они что-то нарушили из польских или международных законов и норм, их бы привлекали к ответственности. Но фильтруют и выдворяют без оформления каких-либо претензий. Мы, белорусские пограничники, не можем в это вмешиваться», — добавляет Тищенко.
Ситуация поздним вечером
Судя по сообщениям из Бреста, местная Госавтоинспекция ограничила проезд автомобилей по участку шоссе, где днем был лагерь чеченцев.
«Домой — а я живу в приграничной деревне Аркадия, мне вечером пришлось добираться окольными путями, — говорит местный житель Сергей. — Днем проезжал, людей у дороги видел, удивился. Сейчас проехать мимо не удалось».
Другой брестчанин — назовем его Вадим — посетовал, что его смена в одном из подразделений силовых структур продлена.
Остались ли российские чеченцы ночевать на обочине дороги у пограничного пункта пропуска «Брест», доподлинно не известно.
«Ты понимаешь, что об этом не говорят по телефону? Но пока все спокойно», — сообщил Вадим.
По утверждениям участников протестного лагеря, в общей сложности более двух с половиной тысяч чеченцев, осевших в белорусском Бресте, пытаются выехать в Евросоюз.
Chechenews.com
30.08.16.