Я служил срочную на Урале, в десяти километрах от части, где служил Андрей Сычев.
В Чебаркульской учебной дивизии, 230-й мотострелковый полк, 1982—1984, осень. Дедовщины у нас не было. То есть мы-то ее огребли по полной программе, а когда пришла наша очередь гонять молодых, дедовщина резко закончилась.
Дело было так. Осенью 1983 года в нашу дивизию пригнали полтысячи чеченцев. Конкретно в наш полк их прибыло человек сто.
Чеченцы пришли и сказали: «К нам, товарищи деды, не лезьте, мы вашу дедовщину в гробу видели, у нас свои традиции, и дедовщина в них не вписывается. Так что вы нас не трогайте, и мы вас не тронем».
Мишка Ляляков из Фроловского района Волгоградской области чеченцам не поверил и очень скоро был комиссован с серьезной травмой черепа. Кто расколол ему башку, Мишка дознавателю не сказал, жаловаться на то, что тебя отбуцкал «дух», было стыдно.
Чеченцы были сильнее нас по двум причинам. Они действительно верили в то, что армия может существовать без дедовщины (мы же были воспитаны в уверенности, что армия на дедовщине держится). А главное, каждый из этих ста чеченцев мог рассчитывать на помощь 99 товарищей, а у нас каждый стоял только за себя.
Командовать собой чеченцы все-таки позволяли. Ходили строем, учились водить БМП, выбегали на зарядку, но разве ж эти сугубо уставные отношения можно было сравнить с безраздельной и сладкой властью «деда» над «духом»?
Когда можно безнаказанно пнуть младшего сапогом в грудь, или отправить его в столовую жарить тебе картошку, или заставить подшивать тебе воротничок?
Так чеченцы украли у нас «дедство».
Что интересно, такое вежливое отношение распространилось и на других «духов» в роте — на украинцев, белорусов, русских.
Стыдно было обижать «своих», если не можешь обидеть чеченца.
Chechenews.com
14.04.18.