После того, как Владимир Зеленский выиграл на президентских выборах Украины, получив подавляющее число голосов в апреле этого года, его страна стала единственной, кроме Израиля, где и президент, и премьер-министр — евреи.
Это примечательно, учитывая, что евреи на Украине составляют лишь небольшое меньшинство, и международная пресса ухватилась за эту тему. Тем не менее, во время избирательной кампании еврейство Зеленского не играло роли как фактор», — пишет The Wall Street Journal.
«За несколько недель до выборов Зеленский заявил автору публикации в The Wall Street Journal, что «тот факт, что я еврей, занимает 20-е место в длинном списке моих черт». Как комик, который иногда высмеивал политиков, которые были открыто религиозны на публике, он не заинтересован в том, чтобы делать веру частью своей политической и национальной идентичности. (…) «
«Зеленский родился 41 год назад в семье интеллигентов в украинском городе Кривой Рог. Будущий президент никогда не был религиозным. Вадик Переверзев, друг детства, рассказал автору публикации Натали Гривняк: «мы знали, что он был евреем по национальности, но это не проявлялось в праздниках, в общении или в соблюдении шаббата. Его семья была абсолютно такой же, как и другие». Став взрослым, он остался ориентированным на семью, но «то, что Владимир взял из своей семьи как традицию — это огромную трудовую этику» — а не религиозная идентичность. (…) Жена Зеленского не еврейка, и его дети, как сообщается, были крещены в православной традиции, которой придерживаются около двух третей украинцев», — отмечается в статье.
«Зеленский — украинец, — сказал председатель Объединенной еврейской общины Украины Михаил Ткач. — Его учили в семье, где они знали, что они евреи по происхождению. Он понимает, что такое шаббат. Вопрос о том, молится ли он… не самый важный». Ткач встречался с Зеленским и считает его светским, несоблюдающим евреем. «Как только вы становитесь президентом преимущественно православной страны, вы должны уважать законы этой страны. Вы должны уважать традиции этой страны. Таков наш еврейский закон. Поэтому я не сомневаюсь, что Владимир будет уважать православие, христианство в целом и любую другую религию на Украине».
«Революция 2014 года на Майдане помогла укрепить украинскую идентичность, которая объединила общество. «На Украине во время Майдана случился феномен слияния еврейских активистов с украинской политической нацией, — указывает Анна Вишнякова, которая консультирует украинский МИД по вопросам ксенофобии и антисемитизма. — Евреи принимали участие в событиях на Майдане и боролись плечом к плечу на Востоке». Это сплотило украинцев вокруг политической, а не этнической идентичности. Через пять лет после революции еврейское происхождение Зеленского редко обсуждалось во время кампании. Обычно она упоминалась только косвенно — например, по слухам, он был близок с украинско-израильским олигархом Игорем Коломойским», — передает The Wall Street Journal.
«После его избрания некоторые представители еврейской общины беспокоились, что если новый президент потерпит неудачу, козлами отпущения станут евреи страны, — говорится в статье. — Несмотря на сложную историю, сегодня Украина может быть одной из наименее антисемитских стран в Центральной или Восточной Европе. Опрос, проведенный Pew в 2018 году, показал, что только 5% украинцев «заявляют, что не принимают евреев в качестве сограждан». Это только около трети числа ответивших так же в России и самый низкий показатель в регионе».
«Зеленский сейчас, в основном, сосредоточен на создании новой политической идентичности. (…) «Современная Украина — толерантная и инклюзивная нация, которая оставила проблемы религии и этнической принадлежности далеко позади», — считает политолог Константин Батозский. (…) Избиратели думают об укреплении правопорядка, улучшении экономики и защите территориальной целостности Украины. Если Зеленский сможет обеспечить достижение результатов по этим проблемам — и покажет, что он — украинский патриот, которого более всего интересует построение украинского единства — вопросы о его происхождении и вере иссякнут», — резюмирует автор публикации.