Главная » Новости » Чем грозит Белоруссии российская активность в Сирии?

Чем грозит Белоруссии российская активность в Сирии?

196524321

Неожиданное вмешательство Москвы в сирийский конфликт вряд ли непосредственно скажется как на ситуации в нашем регионе в целом, так и на внешней политике Белоруссии. Косвенные же последствия такого шага могут повлиять на ее будущее самым кардинальным образом.

Война в Сирии базе не помеха

Министр обороны Белоруссии Андрей Равков заявил 22 октября, что «размещать на белорусской территории российскую авиабазу пока нет смысла». Белорусский военный аналитик Александр Алесин на этом основании предположил, что идея авиабазы действительно отодвинулась для Кремля на второй план.

По его мнению, риторика министра может свидетельствовать о том, что Александр Лукашенко согласовал этот вопрос с Путиным. Кремль же, в свою очередь, пересмотрел приоритеты из-за изменившейся геополитической обстановки.

Дескать, в Украине в зоне конфликта идет разрядка, несколько поутихла риторика об усилении НАТО в странах Балтии. Наконец, в Сирии российская авиация начала интенсивно атаковать боевиков (запрещенного в России — прим. ред.) Исламского государства, причем там, возможно, задействованы или будут задействованы и те самолеты, которые предполагалось разместить в нашей стране, предполагает Алесин.

Понятно, что министр не позволил бы себе такого рода высказываний без санкции своего начальника. Но ведь Равков фактически лишь повторил то, что в последние пару недель неоднократно говорил сам Лукашенко. И вовсе не факт, что последний нечто уже согласовал с Путиным.

Не слишком убедительным кажется также тезис, что у России недостаток боевых самолетов из-за операции в Сирии.

Маловероятно, что и раньше главной целью создания базы в Белоруссии было получить возможность для нападения на Украину с нового направления. Теперь же напряженность там и в самом деле несколько спадает, а повышение ее градуса едва ли входит сейчас в стратегические планы Кремля.

А вот заметно обострившиеся противоречия с НАТО в соответствии с логикой Москвы настоятельно требуют демонстрации силы. Тем более что 8 октября, то есть уже после начала сирийской операции, министры обороны стран альянса на встрече в Брюсселе одобрили создание новых командных центров в Венгрии и Словакии с целью более оперативного и эффективного ответа на возможные угрозы со стороны России.

Постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко раскритиковал альянс за усиление военного присутствия в странах Центральной Европы. По его словам, «это свидетельствует о том, что планирование в США и НАТО осуществляется с упором на достижение военного превосходства. Мы сделаем все, чтобы баланс в этом регионе сохранялся».

Очевидно, что создание авиабазы в Белоруссии полностью отвечает такого рода намерениям. Поэтому можно, конечно, допустить, что пока этот вопрос отложен, однако говорить о его окончательном закрытии, пожалуй, преждевременно.

Наша страна — в зоне повышенного риска

В свете определенных внешнеполитических выгод, полученных официальным Минском от происходящего в Украине, на первый взгляд логичным кажется предположение, что в некоторой степени ему на руку сыграет также сирийская эпопея России. Ведь на фоне ее новой конфронтации с Западом сравнительно тихо ведущая себя Белоруссия вроде бы может рассчитывать на некие дивиденды.

Однако это сомнительно, причем вовсе не обязательно потому, что белорусские власти в какой-то момент чересчур энергичной риторикой выступят в защиту Башара Асада, не говоря уж об оказании ему военной помощи.

Причина в том, что наша страна не рассматривается в мире как претендующая на заметную роль в столь отдаленном регионе. Это не Россия, довольно странным способом пытающаяся восстановить утраченный статус великой державы. От Минска столь вызывающего поведения не ожидают, а потому и награждать за отказ от аналогичных действий не будут.

В то же время было бы ошибкой полагать, будто нынешние события на Ближнем Востоке нас вообще не касаются. Трудно не согласиться с нобелевским лауреатом Светланой Алексиевич, которая утверждает, что для Кремля «единственным клапаном, чтобы как-то зачехлить недовольство народа, является маленькая победоносная война».

Со своей стороны, председатель российской партии «Демократический выбор» Владимир Милов подчеркивает: желание подмять под себя бывшие советские республики является глобальной и стратегической идеей российской элиты.

Таким образом, если в Сирии России добиться желаемого результата не удастся, угроза для нашей страны может стать гораздо более осязаемой.

С другой стороны, усиливающееся соперничество Москвы с Западом должно привести к еще большему истощению российских ресурсов. Тогда не исключено, что той придется вплотную заняться собственными внутренними проблемами, и ей станет не до новых аннексий.

Кроме того, в условиях резкого сокращения объемов российского субсидирования и тем более его прекращения белорусскому руководству в целях самосохранения придется обращаться за помощью к Западу. В этом случае власти будут вынуждены пойти на достаточно глубокие реформы, прежде всего в сфере экономики, но отчасти и во внутренней политике.

Тем самым непредсказуемое поведение Кремля на международной арене может привести к чрезвычайно серьезным последствиям для Белоруссии, как положительным, так и отрицательным. К сожалению, вероятность последних пока представляется существенно более высокой.

29.10.15.