(…) «В воскресенье, 15 августа, Кабул попал в руки талибов* почти через 20 лет после того, как их изгнали американцы, которые хотели наказать их за укрывательство «Аль-Каиды»*.
В конце дня флаг исламистов еще не развевался на президентском дворце напротив внушительной бывшей штаб-квартиры ЦРУ, но несколько командиров повстанцев уже позировали, сидя в кресле президента Афганистана Ашрафа Гани. который утром сбежал за границу, оставив только сообщение в Facebook: «Талибан»* победил».
Вечером официальный представитель политического офиса движения «Талибан»*, базирующегося в Дохе, в Катаре, Мохаммад Наим заявил, что «война в Афганистане окончена», — пишет журналист Le Monde Жак Фоллору.
«Несколькими часами ранее, когда талибы взяли под свой контроль столицу на земле, в небо поднялись вертолеты, чтобы в срочном порядке эвакуировать западные посольства и перебросить их персонал в аэропорт Кабула. Их российские, пакистанские или китайские коллеги выказали меньше страха, оставшись и запершись в своих канцеляриях», — говорится в статье
(…) «Несколько раздающихся в городе очередей из автоматического оружия усилили панику, которая привела к чудовищным пробкам на дорогах. Во многих умах возник образ Сайгона во Вьетнаме, когда американцам в 1975 году в результате провальной войны пришлось эвакуировать своих граждан. Однако исполняющий обязанности министра внутренних дел Афганистана Абдул Саттар Мирзаквал в воскресенье сообщил, что в Дохе, в Катаре, ведутся переговоры о «мирной передаче власти», — указывает автор статьи.
«Столица с населением 6 млн человек спаслась от тяжелых боев, от которых пострадали другие города. Вопреки всем ожиданиям, она сдалась с легкостью, которая приоткрывает завесу над характером режима, который Вашингтон в течение 20 лет держал в вытянутой руке. Достаточно было американским войскам в период с мая по июль уйти из страны, чтобы она рухнула, как спелый плод», — отмечает Фоллору.
(…) «Теперь афганское население и международное сообщество задаются вопросом о будущем страны, возглавляемой движением, которое, в первую очередь, называет себя религиозным, хотя после своего молниеносного поражения в 2001 году оно также приобрело серьезную политическую культуру», — пишет Le Monde.
(…) «Сельские талибы, пришедшие к власти в 1996 году, вряд ли похожи на нынешних, объединенных и принятых в крупных региональных столицах. Алекс Стрик ван Линсхотен, который перевел на английский автобиографию муллы Абдула Салама Заифа, бывшего посла режима в Пакистане, «Моя жизнь с Талибаном»*, объяснял Le Monde в 2009 году, что эти религиозные студенты, ставшие солдатами, изменились уже после 2001 года: «Они утратили религиозную чистоту. Точно так же, по его словам, изгнание и даже смерть бывших лидеров «Талибана»*, приход молодых людей, привлеченных денежным содержанием, истощение некоторых пакистанских сетей, проходящих через медресе (религиозные школы), изменили идентичность движения».
(…) «В сентябре 2015 года талибы* захватили город Кундуз на 15 дней, затем их вытеснили правительственные войска. Тогда на вопрос Le Monde Жиль Дорронсоро, профессор политологии и специалист по Афганистану Парижского университета I, ответил, что «если бы не американцы, Кундуз не был бы возвращен, и мы могли бы стать свидетелями эффекта домино, как когда они в 1994 году брали город за городом».
(…) «По мнению Майкла Семпла, бывшего британского дипломата и профессора Королевского университета Белфаста, Кундуз «поднял исламский эмират Афганистан из пепла, хотя целью оставалась власть в Кабуле».
«Другим ключевым моментом в возвращении талибов*, несомненно, является Дохинский процесс, который начался двумя годами ранее и позволил им подписать мирное соглашение в Катаре 29 февраля 2020 года только с американцами. Талибы* взяли дело в свои руки и больше не отпускали его. Соединенные Штаты Дональда Трампа, озабоченные только тем, чтобы положить конец самому старому конфликту в своей истории, нарушили табу: вступили в прямой диалог с повстанцами «Талибана»*, что лишило правительство Кабула всякого доверия для будущих переговоров», — комментирует журналист.
(…) «Уход Соединенных Штатов, перенесенный на 31 августа, но начавшийся уже 3 июля, устранил последнее военное препятствие, с которым столкнулся «Талибан»*. Процесс национального примирения оказался фарсом. И тысячи освобожденных боевиков пополнили его ряды при последнем наступлении», — указывает издание.
(…) «Талибы* 2021 года посетили все мировые столицы, — резюмирует один западный дипломат, связанный с Дохским процессом, — их торжественно приняли Китай, Россия, Иран и Пакистан, которые хотели ослабить Вашингтон, они стали мастерами в искусстве общения, в социальных сетях и в тактике и не беспокоятся о признании со стороны Запада, поскольку у них есть признание ООН».
(…) «Несмотря на обнадеживающий официальный дискурс, талибы не отказались от своих старых приемов. Талибы верят лишь в верховную власть Бога и не намерены отказываться от своей строгой практики ислама. Они утверждают, что девочки могут ходить в школу только до 12 лет. Женщины должны бросить свою работу, во многих местах и в завоеванных районах была запрещена музыка, зафиксированы случаи похищения девочек-подростков для принудительного брака», — говорится в публикации.
«Наконец, наибольшую тревогу для будущего, несомненно вызывает их близость к «Аль-Каиде»*. Амрулла Салех, который до воскресенья был первым вице-президентом, объяснил Le Monde в конце мая, что «Аль-Каида»* и «Талибан»* рассматривают этот конфликт не как простое восстание, а как борьбу между радикальными сторонниками политического ислама, с одной стороны, изападной цивилизацией и ее союзниками, с другой стороны. Для них это крах мифа о военном превосходстве Запада, а также крах его риторики, ценностей и авторитета».
Известный пакистанский эксперт по движению «Талибан»* Ахмед Рашид даже думает, что сейчас их связи с «Аль-Каидой»* более тесные, чем в 2001 году, хотя это движение остается исламо-националистическим и лишено глобального джихадистского призвания. На данный момент, считает он, «они попросят своих братьев из «Аль-Каиды»* на какое-то время вести себя сдержанно, однако возвращение «Талибана»* затронет весь регион».
* — организация, деятельность которой запрещена на территории РФ»
Chechenews.com
16.08.21.