Главная » Все Новости » Главная новость » «Чеченский ад» российского производства: новые данные о пытках в секретной тюрьме

«Чеченский ад» российского производства: новые данные о пытках в секретной тюрьме

«Новая газета», ПЦ «Мемориал», «Комитет против пыток» и «Правовая инициатива» рассказали о новых свидетельствах пыток в чеченской секретной тюрьме, находящейся в здании полка ППСП №2 им. Ахмата Кадырова. Также они рассказали о свидетелях, подтверждающих данные о пытках 27 человек, которые были убиты в январе 2017 года.

На пресс-конференции в ПЦ «Мемориал», прошедшей 23 июля, продемонстрировали таблицу, которая содержит данные о 67 людях, задержанных в разных районах Чечни. 27 из них находятся в так называемом «расстрельном списке», о котором писала «Новая газета» в статье «Это была казнь».

Как установили правозащитники, минимум 25 из них были увезены полицейскими на глазах родственников, после чего пропали. Родственники подали заявления, которые поступили в Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу. Этот орган и занялся проверкой.

«Наши юристы выцарапывали материалы этой проверки. Мы получили 27 томов, которые должны были показывать большую серьезную работу Следственного комитета. Но по итогам изучения этих томов мы пришли к выводу, что там содержится не результат проверки, а результат саботажа проверки», – заявил руководитель программы «Горячие точки» Олег Орлов.

Пресс-конференция в ПЦ "Мемориал", Олег Орлов (крайний слева)
Пресс-конференция в ПЦ «Мемориал», Олег Орлов (крайний слева)

Официальная версия была такой: 27 человек никто не убивал, а 22 из них даже не были задержаны. «Они бежали в Сирию воевать. Следствие пришло к этому выводу на основании свидетельств двух людей, которые находятся в местах лишения свободы за террористические преступления», – рассказал Орлов версию чеченских силовиков.

Орлов напомнил об одном из убитых – это Саид Рамзан Абдулкеримов, он есть в таблице. По официальной версии, мужчина якобы умер от сердечного приступа у себя дома. Его могилу даже показали омбудсмену Москальковой.

Однако факт его смерти был установлен с нарушениями: ему якобы стало плохо, родственники вызвали участкового врача, который с их слов записал причину смерти, но свидетельство о смерти выдали только через 7 дней. «Для нас очевидно – никакого врача не было, задним числом написана липовая справка», – уверен Орлов.

Вопросы есть и к осмотру территории второго полка им. Ахмата Кадырова, где, по информации «Новой газеты», убили 27 человек. «Туда приехал следователь Соболь и все осмотрел. Но только он не осмотрел два корпуса, один из которых – так называемый борцовский зал. Там есть подвал, где этих людей и содержали. Проверка была проведена не полностью и направлена на сокрытие преступлений», – считает правозащитник.

Жалобы с требованием провести дополнительные проверочные мероприятия были отклонены судом и первой, и второй инстанции. Осенью ПЦ «Мемориал» совместно с «Правовой инициативой» и «Новой газетой» подадут жалобу в Европейский суд.

«В Чечне посаженных полицейских нет»

В списке из 67 человек, которые содержались в здании второго полка полиции, есть 14 молодых людей, которые были осуждены по статьям 208 (организация незаконного вооруженного формирования), 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия) и 222.1 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ) на сроки от 9,6 до 10,6 лет. Это Эпсар Абубакаров, Нур-Али Абуев, Салах Алиев, Юнус Асуханов, Абдул-Вахид Джабихаджиев, Бувайсар Довлетукаев, Адам Мусаев, Денилбек Мусаев, Магомед Мусаев, Юсуп Титиев, Абубакар Чимаев,Сулейман Шовхалов, Сайд-Магомед Эдильханов и Хамзат Юсупов. Все они подтверждают, что люди из «дела 27-ми» действительно находились в январе 2017 года в здании полка и ко всем применялись пытки.

На слайде красным выделены те места, куда, по словам правозащитников, не зашел следователь при осмотре территории полка
На слайде красным выделены те места, куда, по словам правозащитников, не зашел следователь при осмотре территории полка

Еще один свидетель – Абдулхалим Абдулмежидов, он получил 8 лет 4 месяца лишения свободы, сейчас мужчина находится в СИЗО №1 Грозного. Его адвокат Александр Караваев рассказал, что имеются доказательства того, что Абдулмежидов с января 2017 года находился в секретной тюрьме, а именно – в одном из подвалов ППСП им. Ахмата Кадырова, где его пытали. Это подтверждают и вышеназванные 14 человек.

В документах указано, что Абдулмежидов был задержан 25 марта, однако его телефон был выключен с января, но еще до этой даты с его банковской карты было снято 17 тысяч рублей. Удивительным образом операция была совершена с банкомата, находящегося на территории полка им. Ахмата Кадырова. Затем не менее странным образом Абдулмежидов подписал доверенность на свой автомобиль, который после этого ходил по рукам сотрудников полиции Шалинского района.

«Те, кто пытают людей, не гнушаются простым разбоем… Руководит этим всем Дени Джабраилов, начальник угрозыска Курчалоевского ОМВД», – сказал Караваев.

«В Чечне у нас посаженных полицейских нет, в отличие от других регионов. Наши огромные усилия не дают результатов. Все, что мы можем констатировать в Чечне – это даже не смерть законности, а степень глубокого разложения законности», – заявил глава «Комитета против пыток» Игорь Каляпин.

«С 2009 года мы видели одну и ту же картину: сначала, когда человек исчезает, говорят – какие претензии, он же просто исчез. Потом мы подтверждаем, что он был у правоохранительных органов. Нам отвечают – он был, мы его отпустили, а сразу после этого он ушел к боевикам. Не полиция, а вербовочный пункт какой-то», – удивляется Каляпин.

Адвокат еще двух человек из списка 14-ти Александр Немов рассказал, что происходило с его подзащитными в здании ППСП им. Ахмата Кадырова. По его словам, им давали два куска хлеба в день и стакан воды, угрожали сексуальным насилием. «Алиев и Мусаев на суде заявляли, что могут в подробностях рассказать, где их содержали, описать обстановку в ППСП. Там [на суде] присутствовало огромное количество родственников, которые были готовы сообщить о подробностях задержания, но никто не был допрошен», – рассказал Немов.

Они описывали, что содержались вместе с огромным количеством людей, в том числе там присутствовали те, кто представлен в фототаблице среди 67 человек.

«Все были в ППСП №2 и Курчалоевском РОВД. Все были подвергнуты одинаковым истязательствам. Они вспоминали, что когда из привозили, то на вопрос ‘где я’ им отвечали: ‘Ты попал в чеченский ад'», – рассказал Караваев. – Дени Джабраилов лично приезжал к родственникам задержанных и угрожал – у вас сын не один, месть будет. Даже на это суд Чечни закрыл глаза».

Полный отказ расследовать «дело 27-ми» говорит о том, что преступления чеченских силовиков покрываются на федеральном уровне, считает правозащитник Олег Орлов.

https://www.kavkazr.com/a/30072605.html

Chechenews.com

24.07.19.