Собеседник Minval.az — раввин, председатель Международного Гиперсионистского Движения «Беад Арцейну» («За Родину!»); президент Института Восточного Партнерства (Иерусалим); главный редактор сайта «Caucasian review» («Кавказское Обозрение. Новый взгляд»); стратегический советник «Черкесского Конгресса» и «Черкесского Союза» Авраам Шмулевич (продолжение первой части интервью).
— Складывается ощущение, что ухудшая отношения с Турцией, Путин нарывается на войну с НАТО. Как вы считаете, зачем ему это?
— Война с НАТО России абсолютно не выгодна, так как они не в состоянии ее выиграть. С другой стороны, говоря о диктаторах, всегда надо иметь в виду, что их действия разняться с логикой нормальных людей. Какой нормальный человек захочет создать искусственный голод для своих граждан, или ввязать страну в войну, которая будет стоить миллионы жизней? Но ведь именно так поступали почти все диктаторы: Гитлер, Сталин и другие. Очень часто мы наблюдаем, что диктатор живет в своем мире, и та лживая пропаганда, которая транслируется ими по миру, вращается и в самом обществе. Диктаторские режимы сами развязывают войны, которые в итоге заканчиваются для народа катастрофами. Россия – это фактически диктаторский авторитарный режим. Путин сам заявлял, что его конечная цель – это восстановление величия России.
Под величием он понимает – военную именно силу. В его логике – это восстановление Российской империи, реванш за распад Советского союза. И с такой логикой, он, конечно, и может вовлечься в конфликт с НАТО, но с точки зрения нормального человека – это безумие. Видно было, что Россия еще до вовлечения в сирийский кризис вела себя провокационно в отношении НАТО, постоянно нарушала воздушное пространство, и в лице довольно весомых политиков, типа Владимира Жириновского, который был кандидатом в президенты, требовала применить силу, сейчас он предлагает сбросить атомную бомбу на Стамбул. А российские депутаты говорят даже о том, чтобы отобрать у Америки Аляску. Поэтому нельзя исключать, что такого рода заявления на каком-либо этапе не превратятся в действия. Я бы исключать не стал никаких вариантов.
— Вы частично затронули послание Путина к Федеральному собранию. Что еще нового, по вашему мнению, он сказал?
— Кроме как о мести Турции и высмеивании собственных антитурецких санкций, он дал своему народу несколько совершенно новых обещаний. После того, как Сталин отменил смертную казнь в разгар террора, обещаниям российского руководства о каких-то облегчениях уже давно верить нельзя. Путин назвал две очень важные законодательные меры. Первая – это практическая отмена суда присяжных. Глава РФ собирается снизить количества присяжных с 12 до 5-7 человек. Таким темпом можно дойти до «Сталинской тройки». Чем не коллегия присяжных из трёх человек? А ведь суд присяжных в России – это последние остатки независимой судебной системы, остальная часть которой полностью под контролем властей.
Именно суд присяжных добивался тех приговоров, которые были не милы властям. Второе важное заявление – это необходимость изымать у владельцев сельскохозяйственные земли, которые не используются по назначению. Фактически – это ликвидация института частной собственности на землю. То есть государство будет решать оставить у вас землю или нет, например, если вы не должным образом обрабатываете свой участок земли. То есть, по решению чиновника земля может изыматься. Практически сейчас ликвидирована и частная собственность на жилье, то есть за какие-то неуплаты и другие нарушения, она может быть изъята у владельца. И этот метод начал уже практиковаться, что говорит о ликвидации принципа неприкосновенности частной собственности, возвращение к той форме правления, которая была во время Советской России, то есть к государственному феодализму.
— Баку поддерживает партнерские отношения, как с Турцией, так и с Россией. Причем обе страны имеют влияние на ход карабахского конфликта. В Баку говорят о том, что президент Ильхам Алиев может выступить в качестве посредника для примирения двух сторон… Какую карту попытается разыграть официальный Баку на фоне этого конфликта? И в целом как отразиться на странах Южного Кавказа нестабильность в отношениях Турции и России?
— Хочу немного сказать насчет Карабахского конфликта, который сознательно был создан российскими спецслужбами еще в начальном периоде распада Советского союза. Развал СССР начался с Кавказа, и Кремлем в начале этого были созданы грузино-абхазский, грузино-осетинский и армяно-азербайджанский конфликты. Что бы из-за невозможности самостоятельно разрешить конфликт, стороны обращались к Москве, как к медиатору. Тем самым, карабахский конфликт – это инструмент Москвы для сохранения своего влияния на Южном Кавказе. Все эти годы в этом отношении он себя оправдывал.
И от него Москва не откажется до тех пор, пока у власти в РФ находится Путин или его преемники. Имперская политика России не дает возможность решить Карабахскую проблему. Москва поставляет оружие, как Армении, так и Азербайджану и играет в игру по принципу: осел и морковкой. Чтобы осла заставить бежать ему вешают морковку перед мордой, и он за ней гонится. В этом контексте, в качестве морковки выступает Карабах, посредством которого Москва дергает за ниточки, как Баку, так и Ереван.
Что касается посредничества Азербайджана во имя примирения России и Турции, то тут у Баку нет рычагов влияния. Разговоры же вокруг этой темы – это хороший пиар для вашей элиты. Если Россия захочет восстановить отношения с Турцией, то она это сделает.
Насколько я понимаю, еще в 90-е годы было заключено тайное соглашение между Россией и Турцией. Согласно нему РФ не вмешивается в турецкие дела, в первую очередь, в курдский вопрос, а Турция не лезет в российскую политику на Кавказе, как на Северном, так и на Южном. Турция явно ограничила свое влияние в этом направлении, не затрагивала интересы России. Если Россия начнет мстить Турции, то тогда в ответ получит более активную антироссийскую политику на Кавказе. Ее мы уже видели, во время первых нарушений воздушного пространства Турции со стороны российских истребителей. Тогда турецкие военные вертолеты практически в то же время суток и с тем же интервалом залетели в воздушное пространство Армении. Несколько дней назад премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу уже заявил, что Турция сделает все возможное для разрешения Карабахского конфликта и восстановит территориальную целостность Азербайджана. Это есть активизация политики Турции на Кавказе.
На этом фоне, если азербайджанской дипломатии хватит умения, то она сможет использовать этот конфликт для улучшения своих позиций. Однако, Баку придется выбрать одну из сторон: Россию или Турцию. Сейчас Азербайджан практически действует по принципу — «ласковый теленок двух маток сосет». Однако, если конфликт между Турцией и Россией будет нарастать, то Баку не сможет придерживаться нейтралитета и вынужден будет выбрать одну и сторон. Как поступит азербайджанское руководство, если его поставят перед выбором, сказать сложно, хотя я думаю, что, скорее всего, выберет РФ. Не думаю, что у Баку будет достаточно сил противостоять такой агрессивной политики России. Тем более, что Москва имеет большое влияние на Азербайджан, российские спецслужбы хорошо работают внутри государства и т.д. Но турки тоже вряд ли отступят.
Что касается Армении, то все и так понятно. Армянские политики внутри России пытаются показать Армению главным союзником России на Южном Кавказе, чтобы эта страна превратилось в то, чем стала на Северном Кавказе Осетия. Если им это удастся, то это будет антиазербайджанский ход. Но повторяю, на решение Карабахского конфликта Россия не пойдет.
— Какая, по вашему мнению, следующая цель у Путина?
— Для этого стоит определить стратегическую цель президента России. Несколько лет назад, он сказал, что главной политической катастрофой 20 века является не Вторая мировая война, в распад Советского союза. Он хочет ликвидировать последствия этой катастрофы, создает влияние РФ, как минимум, на постсоветском пространстве, или даже, как говорят многие в России, в рамках бывшей Российской империи. Упоминаются Аляска, Финляндия, Польша, как возможные направления российской экспансии. Единственное, что удается России – это войны. И главные «достижения» Москвы после распада Союза: две внутренние – Чеченские и две внешние –в Грузии и в Украине. В Украине Путину удалось вернуть свое влияние лишь частично, захватив Крым, но пока не удалось достичь иных целей. Сейчас идёт пятая война, в Сирии, откуда Россия, в конечном итоге, уйдет. Но Кремль должен будет после этого начать новую войну – ничего другого он делать не умеет.
Какая может быть следующая цель Путина? То их не так много. Например, Казахстан, о чем в России много говорят и сравнивают с Украиной. Однако, в случае вторжения в эту страну, Россия затронет жизненные интересы Китая, а его РФ боится, как кролик удава. Прибалтики? Но это означает прямую конфронтацию с НАТО, что для РФ в военном плане пока невозможно. Самое вероятное направление – это Южный Кавказ. И экспансию РФ в первую очередь стоит ждать Азербайджану. Азербайджан – лакомый кусок.
После окончания авантюры в Сирии, РФ начнет активную политику в отношении Южного Кавказа. Армения и Грузия уже фактически в зависимости от России, Армения вообще в полном подчинении, чего не скажешь об Азербайджане. Будет ли Россия действовать посредством экономического давления, или военно-политического, а може,т российские спецслужбы попробуют дестабилизировать ситуацию внутри страны…Я знаю влиятельных российский экспертов, которые выступают за то, чтобы Россия использовала социальные, религиозные и этнические противоречия для дестабилизации положения в Азербайджане, а затем прибрала его к рукам. Эту экспансию стоит ожидать, поскольку российское руководство, кроме как воевать и силой захватывать территорию соседей, ничего делать не может.
Авраам Шмулевич
Источник: caucasreview.com
07.12.15.