Главная » Все Новости » Главная новость » «Это мутанты-чеченцы». Муфтий Крыма Айдер Рустемов – о кадыровцах и угрозах

«Это мутанты-чеченцы». Муфтий Крыма Айдер Рустемов – о кадыровцах и угрозах

Глава украинского Духовного управления мусульман Крыма Айдер Рустемов провел в киевской мечети встречу с восемью российскими военнопленными, среди которых были уроженцы Чечни. Они рассказали, что оказались в Украине по приказу командования, все считают себя мусульманами.

Муфтий напомнил пленным про Кавказские войны XVIII–XIX веков, когда Российская империя убивала их предков и присваивала земли местных народов. После коллективного намаза Рустемов подарил собеседникам на прощание молитвенные коврики и несколько исламских книг, в том числе Коран на русском языке.

После встречи крымского муфтия с российскими военными «глава Чечни» выступил с угрозами в адрес Рустемова.

«Я лично буду спрашивать с тебя, где бы ты ни находился», – заявил Рамзан Кадыров. Он добавил, что в случае возвращения пленных в Россию они якобы должны будут снова отправиться на передовую, чтобы отомстить крымскому муфтию.

О беседе с российскими военнопленными, личном жизненном пути и отношении к призывам чеченских религиозных деятелей, отправляющих молодежь на войну, Айдер Рустемов рассказал в интервью сайту Кавказ.Реалии.

– Как вы пытались повлиять на пленных?

– Темой встречи был поиск покаяния. Задача проповедника доносить свет истины, заложенный в Книге Всевышнего. Перед встречей у меня было очень мало времени. Я просто открыл Коран, нашел эти аяты, пометил себе и зачитал их. Объяснил суть и значение. А примут ли они это и откроется ли их сердце – это не моя задача. Я лишь приводил аяты о покаянии.

– Как вы себя чувствовали во время совместного намаза, когда стояли спиной к этим людям?

– Форма коллективного намаза предполагает, что тот, кто возглавляет, становится впереди, а те, кто следуют за имамом в молитве, становятся позади него. Они пришли под конвоем, их охраняли.

– Сложно ли вам было общаться с ним?

– Очень сложно. На протяжении нескольких дней до этого мы хоронили наших товарищей, погибших на войне. В том числе, воюя за Украину, погиб чеченец.

– Как попали в плен эти люди?

– Такие подробности нам не рассказывают. Там были уроженцы Чечни и казах-вагнеровец. Всего восемь человек.

– Кто инициировал встречу в мечети?

– Мы раньше общались с журналистом Владимиром Золкиным и его коллегой Дмитрием и уже записали два ролика. Он постоянно проводит беседы с пленными. Я сказал, что мы открыты к взаимодействию. И что если кто-то из пленных захочет помолиться или пообщаться на религиозную тему, я всегда готов встретиться.

Он позвонил и сказал, что привезет пленных, они выразили желание посетить мечеть и совершить намаз.

– На ваш взгляд, повлияла ли на них беседа с вами?

– То, что в душе, мы, к сожалению, не можем узнать. Разве что двое или трое из восьмерых прониклись, на мой субъективный взгляд.

– Какова дальнейшая судьба этих пленных? 

В Крыму идут репрессии в отношении крымских татар. На фоне убийств и смертей на фронте это малозаметно

– Они преступники, они пришли сюда убивать. Что с ними делать и как поступить, решают соответствующие органы. С моей точки зрения, их нужно либо обменять на наших украинских пленных, либо другой возможный вариант – если кто-то из них захочет доказать свое раскаяние и вступит в один из батальонов, чтобы воевать на стороне Украины. Они могут поддержать Украину физическими действиями и направить оружие против тех, кто заставил их сюда прийти.

– Что вы думаете об угрозах Кадырова преследовать вас за встречу с пленными?

– Возможно, [заявление главы Чечни] воздействовало на простое население и, возможно, на него самого. Возможно, [он отреагировал] из-за резонанса. Всевышний знает лучше.

– Расскажите как вы стали муфтием Крыма в Украине?

– После оккупации Крыма в 2014 году муфтий Эмирали Аблаев и его заместители перешли на сторону оккупантов и стали коллаборантами в открытой, явной и очевидной форме. На них [российские власти] воздействовали шантажом, запугиванием и подкупом.

С полуострова пошел поток переселенцев на материковую часть Украины. На новом месте люди организовывали социально-религиозную жизнь. Меджлис крымско-татарского народа поддержал создание новой религиозной организации на материковой Украине, которая представляла бы как крымских татар, так и мусульман Украины в общем. В ноябре 2016 года делегаты 14 общин крымских татар избрали меня муфтием Крыма на съезде в Киеве.

– Как складывалась ваша жизнь до этого?

– Я обычный крымский татарин, верующий человек. У меня есть религиозное образование, но раньше я не собирался заниматься религиозной деятельностью, не хотел быть муфтием. Работал и переводчиком с арабского, занимался научной редактурой, был финансовым директором в компании, занимался телерадиовышками.

Ну а дальше – судьба. Я человек верующий. На съезде общин была выдвинута моя кандидатура. А коль возложили такой груз и такое бремя, я не мог отказаться.

– Что вы можете сказать о чеченских религиозных деятелях, которые объявляют джихадом войну против Украины?

– С религиозной точки зрения это безосновательно. Эти аргументы построены на лжи. Россия легитимизирует свое нападение на Украину тем, что это якобы защита, предотвращение наступления НАТО. То, что они [религиозные деятели Чечни] называют джихадом и выносят фетвы (решение духовного лидера на основе исламских правил. – Прим. ред.), построено на искаженной логике.

Но любой нормальный человек понимает, что никакую отчизну они не защищают. Все их фетвы в чистом виде ложь. Они, называя джихадом эту войну, приводят те же самые аргументы, что и мы. Разница лишь в понимании действительности.

Россия – государство лжи. Муфтий и имамы в Чечне… Я их не называю чеченцами, на самом деле это кадыровцы. Это мутанты-чеченцы, которые приняли облик рашизма. Дикая война, которую развязала Россия, стала водоразделом для всех наций.

– Есть ли контакты между вами и религиозными деятелями Кавказа для обмена пленными?

– Мы об этом задумывались и инициативу проявили. Но компетенция религиозных организаций ограниченна. Мы могли бы принимать участие. В Крыму идут репрессии в отношении крымских татар. На фоне убийств и смертей на фронте это малозаметно.

Сажая в тюрьму наших земляков по политическим мотивам, россияне пополняют обменный фонд. Мы понимаем, что, когда начнется освобождение Крыма, это будет важно. Надо будет вызволять наших людей. Мы сейчас бьем в колокола, говорим об этом.

***

  • После аннексии Крыма Россией в 2014 году на полуострове начались преследования в отношении крымских татар. Уголовные дела против них по статьям о терроризме зачастую заводят только на основании найденной при обысках религиозной литературы. Под арестом и в длительном заключении находятся более 300 человек. Международные правозащитные организации признают их политзаключенными. Сами крымские татары считают, что их преследуют исключительно за несогласие с аннексией полуострова.
  • Богословы Чечни во главе с муфтием республики Салахом Межиевым прошли военную подготовку в так называемом российском университете спецназа в Гудермесе. Они заявили, что при необходимости готовы участвовать в войне против Украины.
  • В Чечне с весны 2022 года стали проводить массовые молитвы в поддержку армии РФ. Осенью к этому привлекли школьников и детсадовцев. Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты рассказали, зачем это нужно местным властям.
  • После вторжения в Украины политика «главы Чечни» Рамзана Кадырова и основные тезисы местной пропаганды стали прямо противоречить заветам его покойного отца Ахмата Кадырова.
  • В начале октября в Украину для участия в сопротивлении российскому вторжению прибыл бывший командир чеченского отряда из Сирии Рустам Ажиев, более известный как Абдул-Хаким Шишани. В интервью сайту Кавказ.Реалии он рассказал о причинах своего решения и взглядах на будущее Чечни.

www.kavkazr.com

Сhechenews.com

10.02.23.