«Думаю, он просто глуп… Он не политик», — объяснил экономист, сотрудник Института международной экономики (Вашингтон) Андерс Аслунд нелогичные, с его точки зрения, действия Виктора Януковича на посту президента Украины. Интервью с ним публикует Der Standard.
Согласно подсчетам Аслунда, к началу президентского срока Януковича в Верховной Раде были представлены интересы девяти олигархических группировок, сейчас же их число, не считая семьи самого Януковича, сократилось до двух, возглавляемых Ринатом Ахметовым и Дмитрием Фирташем.
Аслунд полагает, что Янукович лишил олигархов власти для того, чтобы принудить их продать активы членам своей семьи. Тем самым он «сузил опору своей власти», убежден экономист. Он добавил: «Путин, например, в отличие от Януковича, делится своим влиянием с множеством группировок. Янукович же управляет Украиной исключительно в интересах своей семьи и друзей своей семьи».
Чем дольше украинский кризис будет развиваться в нынешнем режиме, продолжил Аслунд, тем выгоднее Януковичу. Оппозиция могла бы переломить ситуацию, если бы создала в парламенте блок «по крайней мере с группой Фирташа» (38 депутатов), а если бы ей удалось привлечь на свою сторону и группу Ахметова (40 депутатов), то в ее распоряжении было бы большинство голосов, что позволило бы сместить Януковича. Взамен следовало бы предложить олигархам гарантии неприкосновенности их имущества.
«Это привело бы к кардинальным переменам, — не сомневается Аслунд. — Речь идет о выборе между диктатурой и демократией. Речь идет о том, позволительно ли одной семье все вокруг украсть или же должна быть нормальная рыночная экономика… Сейчас экономика Украины полностью коррумпирована, а президент крадет столько, сколько может». В случае отставки Януковича президентом мог бы стать Виталий Кличко, а оппозиционно настроенный олигарх Петр Порошенко мог бы занять при нем важный пост (какой именно, Аслунд не уточнил).
Но всего это не происходит, противники действующей власти не хотят блокироваться с олигархами в Раде — с точки зрения Аслунда, потому, что у них «больше страха перед возрастающей радикализацией протеста на площади Независимости в Киеве, чем заинтересованности в договоре с олигархами… Им следовало бы поменьше думать о том, как они выглядят со стороны, и побольше о том, как им победить. Если они останутся в белых одеждах, но проиграют, это не сойдет за достижение».