Главная » Все Новости » События » Пионтковский: после Грузии – Украина, после Украины – страны Балтии

Пионтковский: после Грузии – Украина, после Украины – страны Балтии

Кремль стремится разделить Украину и аннексировать Крым, а Запад не может сдержать Россию, так как политика президента США Барака Обамы такая же бесхребетная, как и политика Европейского союза. Так порталу LRT.lt сказал известный российский политический эксперт, сотрудник исследовательского центра Hudson Institute (США), организатор комитета солидарности с Майданом в России Андрей Пионтковский.

Прогнозируя, как будет развиваться ситуация на Украине, Пионтковский отметил, что Владимир Путин не отступит, и поэтому много людей погибнет. «Но Кремль не добьется своих политических целей, и это будет сокрушительное поражение внешней политики Путина, которое повлияет и на внутренние политические процессы в России», – сказал он.

По его словам, современный ЕС, не имеющий ни ярких лидеров, ни четкой политики, может не устоять перед проводимой Путиным геополитической экспансией. Самая большая проблема Запада – та же, как и у Чемберлена и Даладье, которые в Мюнхене «успокаивали» Гитлера: западные лидеры не понимают сути режима и заигрывают с диктатором.

«После того, как Чемберлен и Даладье уехали из Мюнхена, Гитлер назвал их ничтожествами. Путин считает так же – о западных лидерах, особенно об Обаме», – сказал Пионтковский.

– Почему в Киеве пролилась кровь, а Украина оказалась на пороге гражданской войны? Ведь вряд ли Виктора Януковича восхищает судьба Муаммара Каддафи. Почему он включил зеленый свет кровавому насилию?
— События на Украине начались как мирная антикриминальная революция. Но в последние месяцы власти Украины все больше нагнетали конфликт и начали насилие.

Первый такой случай был 30 ноября прошлого года, когда ночью на Майдане были избиты студенты. Второе возмутительное действие властей было принятие репрессивных законов, отменяющих свободу слова и вводящих в действие чрезвычайное положение. Это было сделано 13 декабря.

Нынешнее насилие тоже вызвала власть. Вы правы: если думать о долгосрочной перспективе, Януковичу это не выгодно. Но на него оказывает давление Владимир Путин, который и вызвал кризис на Украине.

Ведь в украинском обществе была договоренность о подписании договора об ассоциации с ЕС. Этот договор позволил бы отказаться от модели криминального капитализма, клептократии и создать новые правила игры, свойственные конкурентоспособной политической и экономической системе.

Наворовавшие, в том числе и Янукович со своей семьей, понимали, что из бедной Украины, не так, как из богатой ресурсами России, больше ничего не выжмешь. Поняв это, они были склонны начать вести себя по другим, цивилизованным правилам (правда, не собирались отказываться от награбленных миллиардов).

Но это было совершенно неприемлемо Путину. Потому что если такая близкая страна, как Украина, выберет модель свободной экономики, на российское общество будет оказываться большое влияние. И модель бандитского капитализма, действующая на всем постсоветском пространстве, кроме стран Балтии, долго не продержалась бы.

Поэтому Путин выбрал путь грубого шантажа, скорее всего, имея компрометирующие Януковича материалы. В свою очередь, экономический шантаж Путина проявился в угрозах таможенной войны, а также в угрозах прервать сотрудничество в таких важных для Украины сферах, как авиационная промышленность, сбор вертолетов, металлургия, исследование космоса и пр.

Кстати, эти области очень важны и для российского военно-промышленного комплекса, и для всей российской экономики. Сотрудничество в этих сферах – не российская благотворительность Украине, а взаимовыгодные вопросы.

Значит, Путин был готов нанести удар военной промышленности своей страны, чтобы только поставить на колени Украину. Правда, осуществление этих планов парализовало бы промышленность Восточной Украины и вызвало бы большую безработицу в стране.

Когда окружение Януковича поддалось этому шантажу, возникло возмущение в обществе, переросшее в восстание против криминального режима. Возможно, вы обратили внимание – на Майдане стало меньше флагов ЕС. Это говорит о том, что договор об ассоциации уже не главное. Теперь главная цель – свергнуть криминальный режим. И это очень пугает Путина.

Я уверен, что российские спецподразделения участвуют в событиях на Украине. В среду, не понимая, что проговорился, министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко заявил, что пятеро членов «Беркута» были застрелены снайперскими выстрелами в шею.

Это профессиональные выстрелы в незащищенное пуленепробиваемым жилетом и шлемом место. Так стреляют настоящие профессионалы, а не протестующие, бросающие «коктейли Молотова». Так стреляют бойцы спецподразделений, которые действовали в России в 1993 году. Так они стреляли и в российских миротворцев в Грузии, чтобы у России был повод нападать.

– По какому сценарию, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на Украине?
— Своими силами Янукович не подавит восстание. Я думаю, Кремль уже подкорректировал свои планы. Кремлевские политики понимают, что вся Украина для них – слишком большой кусок. Западная Украина, как и Литва, боролась со Сталиным до его смерти в 1953 г. Она и сейчас может эффективно сопротивляться России. Поэтому Кремль надеется разделить Украину.

Кремль сейчас пытается создать предлог для вторжения на Украину. В российской Думе уже в голов говорится о том, что необходимо защитить русских Украины от хаоса, фашистов и пр. Думаю, цель Кремля – контролировать Восточную Украину.

Но все же, Кремль сильно преувеличивает, считая, что жители Восточной Украины, даже русскоязычные, хотят быть под властью Путина. Российские власти, конечно, хотели бы аннексию более широкого масштаба, но их сценарий предполагает по меньшей мере аннексию Крыма.

Да, большая часть жителей Крыма – русские. Кроме этого, общественное мнение в России может поддержать аннексию Крыма, так как в 1954 году Никита Хрущев забрал Крым у России и передал Украине, не обосновав это действие.

Но кремлевские политики недостаточно учитывают и то, что, вернув Крым, они получат и активное мусульманское меньшинство – крымских татар. Они, в свою очередь, встретят российскую власть партизанской войной.

Так или иначе, но Путин не отступит. Очень много людей погибнет. Но Кремль не добьется своих политических целей, и это будет сокрушительным поражением внешней политики Путина, которое повлияет и на внутренние политические процессы в России.

— Вы говорите, что на Украине Путина ждет поражение. Однако многие эксперты сегодня говорят о поражении ЕС – в их числе и обозреватель Economist Эдвард Лукас.
— Лукас абсолютно прав. Я имел в виду поражение России в более далеком будущем. Если говорить только о краткосрочной перспективе, то пока Путин выигрывает не только у ЕС, но и у Запада вообще.

Да, как он победил в Сирии. Подсунул Западу безделушку химического разоружения и так узаконил Башара аль-Асада, который является военным преступником. Он позволил Асаду продолжать геноцид суннитов.

После того как, Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье уехали из Мюнхена, Гитлер назвал их ничтожествами. Путин думает точно также – и в своем окружении говорит – о западных лидерах, в особенности об Обаме.

Обама – наверное, самый яркий пример потакания всем диктаторам. Это потакание характеризуется даже не нехваткой компетентности, а идеологическими убеждениями. Воспитатели Обамы – и его мать, у духовный лидер (чернокожий расист пастор Еремия Райт) – были левыми.

Свою слабость явно демонстрирует и ЕС. В эти дни на общей пресс-конференции с Жозе Мануэлем Баррозу и президентом Франции Франсуа Олландом канцлер Ангела Меркель похвасталась, что звонила Путину и договорилась о двустороннем посредничестве на Украине. Как можно договариваться о двустороннем посредничестве с человеком, который создал этот кризис и планирует его продолжать, добиваясь своих геополитических целей?

Путину двустороннее посредничество было бы очень полезным, поскольку помогло бы узаконить его цели: раздел Украины, захват Восточной Украины и даже ее возможное присоединение к России и – аннексия Крыма.

— Какова, по Вашему мнению, самая большая проблема ЕС, который неадекватно реагирует на проблему на Украине?
— Самая большая проблема ЕС – та же, что и Чемберлена и Даладье в ХХ веке: его руководители не понимают сути путинского режима. Они все еще верят в парадигму «партнера», с которым могут быть общие цели и ценности. Партнера, с которым можно договориться.

В Сирии Обама просто не знал, чего хотел. А Путин знал: сохранить у власти своего союзника Асада. И Путин своей цели добился. Сейчас он знает, чего хочет на Украине и целенаправленно добивается своих целей. А госпожа Меркель не знает, чего хочет на Украине.

Зато она хочет хороших отношений и экономического партнерства с Россией. Она не осознает диктаторскую природу путинского режима. Путин предлагает Германии привлекательные сделки, немецкие политики склонные не замечать ни масштабов коррупции в России, но того, что там поднимается расизм.

Некоторые политики из балтийских стран позволяют себе заметить и назвать вызывающие беспокойство тенденции в России. И их сразу же начинают обвинять в русофобии и сведении исторических счетов.

— Что ждет такой ЕС?
— На российскую агрессию в Грузии ЕС реагировал только на словах. То, что ЕС «переварил» действия России в Грузии, привело к сегодняшним событиям на Украине.

Если ЕС «переварит» и российскую агрессию на Украине и станет сообщником «двустороннего посредничества», то «благословив» действия Путина на Украине, как когда-то президент Фракции Николя Саркози «благословил» агрессию Путина против Тбилиси, следующая мишень будет в странах Балтии. Если ЕС может дважды отступить, то отступит и в третий раз.

В ЕС нет выдающихся политиков. Я не говорю о таких, как Уинстон Черчиль: нет даже политиков уровня Маргарет Тэтчер. Такой ЕС не устоит перед геополитической экспансии Путина. По мере ухудшения экономического положения в России, будет подниматься национализм, империализм, усиливаться экспансивные стремления. Кремль будет нуждаться в геополитических победах, одной из первых могло бы быть присоединение Крыма.

(«LRT», Литва)

15.02.14.