Россия ужесточает свою хватку в Крыму, а Обама с Меркель почти ничего не делают
Президент Обама и европейские лидеры усиливают накал риторики против России. К сожалению, Владимир Путин — это человек дела, который не видит препятствий своим действиям по наступлению на Украину.
За две недели после вторжения России в Крым Соединенные Штаты ввели визовые запреты против ряда неназванных российских руководителей. Европейцы временно прекратили переговоры о торговле и упрощении визового режима. И все. Ни Америка, ни Европа не спешат с принятием санкций, дав России время «притормозить и уйти с дороги», согласно любимой западной отговорке. Джон Керри в пятницу в Лондоне сделает еще одну дипломатическую попытку на переговорах с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, который лжет на всем протяжении этого кризиса.
Между тем, президент Путин нажал на педаль газа и осуществляет захват Крыма. Местные ставленники Кремля, по-бандитски захватившие власть силой, на этой неделе провозгласили независимость от Украины, прекратили воздушное сообщение с Киевом и захватили крымские отделения украинских банков. Несмотря на мольбы Запада, в воскресенье в Крыму состоится спешно организованный фальшивый референдум по вопросу объединения полуострова с Россией, где в качестве наблюдателей будут выступать около 20 000 российских солдат.
Действия кремлевского босса — это первый неприкрытый территориальный захват в Европе со времен Второй мировой войны. И не исключено, что Крым — это только начало. Старые путинские дружки по разведке денно и нощно засылают в восточную Украину сепаратистов, создавая Кремлю предлог для интервенции. В четверг российский министр обороны признался в наращивании сил на границе с Украиной. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил на этой неделе в Вашингтоне, что и сам Киев находится в уязвимом положении.
Между тем, западные лидеры слышат от деловых кругов, насколько рискованно вступать с Москвой в экономическую конфронтацию. Кремль усиливает эти сигналы, угрожая конфискацией иностранных активов в России. Но в данном случае коммерческие расчеты надо отложить в сторону. Стратегический выбор на Украине состоит в сохранении в Европе того порядка, что сложился после холодной войны, или в принятии новых правил Путина.
Видимо, современный царь решил, что в этом гамбите он может пойти на некие контролируемые издержки. Всякий раз, когда он совершал дурные поступки в прошлом, Запад со своей алчностью и слабостями реагировал довольно невнятно. (Вспомним войну в Грузии в 2008 году.) Может ли Путин и сейчас проглатывать своих соседей в цивилизованном мире, а потом заниматься делами как ни в чем не бывало?
После воскресного референдума ЕС и США могут объявить о введении финансовых санкций против тех руководителей, которые непосредственно причастны к действиям в Крыму. Скорее всего, список будет ограничен, в России этих людей будут чествовать как героев, а Кремль компенсирует им все потери.
Ответный удар со стороны Запада должен быть нанесен по путинскому окружению, и это должны быть финансовые санкции. Обама может расширить список россиян, на которых распространяется действие закона Магнитского от 2012 года, запрещающего нарушителям прав человека въезд в США и операции в американских банках. Отказ Обамы расширить список Магнитского (хотя он обещал в декабре сделать это) стал еще одним сигналом о том, что администрацию не очень-то беспокоят отвратительные поступки России.
Действуя как с Ираном, Соединенные Штаты могут лишить российские банки доступа на западные рынки капитала. «Большая семерка» может ввести квоты на импорт российских металлов, зерна, а возможно, и энергоресурсов. Эти санкции столкнут российскую экономику, которой на этот год предвещают темпы роста в 1 процент, в болото рецессии и резко ослабят и без того не очень крепкий рубль, о чем говорит московская компания «Ренессанс Капитал».
Богатые россияне хранят большую часть своих средств в европейских банках, живут в европейских столицах и отправляют детей на учебу в европейские школы. Стоит наказать путинское окружение мерами по заморозке активов и визовыми ограничениями, и его режим окажется под угрозой. 80 процентов прямых иностранных инвестиций поступают в Россию из стран ЕС. Туда же идет половина ее экспорта. Вице-президент Джо Байден на этой неделе сделал нечто, что может оказаться весьма полезным, позвонив президенту Кипра. Эта страна — любимое в Средиземноморье место размещения российского капитала и важный союзник в открытии финансового фронта борьбы с Путиным.
Европейцам надо также обратить внимание на отмывание денег, идущее с востока. На этой неделе Австрия арестовала тесно связанного с Москвой украинского олигарха, которого разыскивают в США. Такую же позицию по отношению к богатым, связанным с Кремлем россиянам, давно должна занять Европа, и особенно город, который часто называют Лондонградом.
Россию можно также привлечь к международному суду за поглощение Крыма. Украинскому правительству нужна правовая стратегия для подачи исков на миллиарды долларов по поводу государственной и частной собственности, утраченной в результате российской оккупации. Когда-нибудь военными репарациями для Киева могут стать самолеты «Аэрофлота», зарубежные счета и государственная недвижимость.
***
Кремль говорит, что соразмерно ответит на меры Запада. Нет сомнений в том, что Путин настроен серьезно. Но российская экономика едва дотягивает до размеров итальянской. У России есть нефть, газ, но кроме этого почти ничего. Российский капитал убегает за рубеж при любой удобной возможности, а нервничающие иностранные инвесторы резко опускают курсы российских ценных бумаг. Иными словами, последствия экономической войны гораздо серьезнее отразятся на России, нежели на остальном мире.
«Если Россия продолжит идти курсом последних недель, это станет катастрофой не только для Украины, — сказала в четверг канцлер Германии Ангела Меркель. — Нет, это также нанесет огромный ущерб самой России, как экономический, так и политический». Сильные и нужные слова, однако, Путин понимает только язык действий.